Предпосылки создания Сената
Переход к абсолютизму, который осуществлялся при Петре I, повлек за собой изменение всей государственной системы. Старая система, в которой царь работал с Боярской думой и приказами морально устарела. При том, что в абсолютной монархии правитель был одновременно главой всех властей (судебной, законодательной и исполнительной), ему, разумеется, требовался большой штат специалистов и учреждений для выполнения этих функций.
Указ о создании Сената был подписан лично Петром I в феврале $1711$ г. накануне Прутского похода. Этот орган изначально должен был заменять царя во время его отсутствия. Поэтому естественно, что членами Сената стали только приближенные к царю лица.
Деятельность Сената
Вскоре Сенат стал постоянным высшим государственным органом. В его ведении были вопросы финансов, управления торговлей, правосудия и т.д. То есть Сенат стал высшим законосовещательным, судебным и органом управления при царе.
Подробно обязанности, права и правила для Сената были перечислены в Указе «О должности Сената», изданном в апреле $1722$ г. Кроме того, Указ привел в порядок взаимодействие Сената с другими учреждениями и чиновниками: генерал-губернаторами и другими властями губерний, коллегиями.
Сенат не мог издавать законы, он лишь трактовал, оценивал и обсуждал их. Но по отношению ко всем остальным учреждениям управления государством Сенат был высшей инстанцией.
Исходя из даты издания указа «О должности Сената» ясно, что его работа и в частности структура складывались постепенно. Сначала Сенат состоял из канцелярии и 8 сенаторов. Затем выделилось $2$ отделения:
- Сенатская контора занималась вопросами управления и исполнения указов
- Расправная палата ведала особыми судебными делами (фискальные доносы, жалобы на решения приказов, губернаторов )
Канцелярия Сената, бывшая до Сенатской конторы единственным исполнительным органом Сената, разветвлялась на большое количество столов (приказный, фискальный, губернский, разрядный, секретный). Расправная палата, Сенатская контора и собрание членов Сената представляли собой т.н. присутствие.
Существовали дополнительные органы в Сенате. Например, рекетмейстер занимался приемом жалоб на канцелярии и коллегии, требовал ускорения при жалобах на волокиту и т.д.
Таким образом, Сенат стал орудием в руках складывающегося абсолютизма, потому что правитель назначал его членов и только перед ним они несли всю полноту ответственности.
Коллегии
В $1717-1722$ гг. были созданы коллегии как необходимый элемент связи между Сенатом и губерниями. Коллегии заменили собой устаревшую приказную систему и стали прообразом министерств. В $1717$ г. было создано $9$ коллегий:
- Иностранных дел
- Военная
- Адмиралтейская
- Юстиц-коллегия
- Камер-коллегия
- Ревизион-коллегия
- Коммерц-коллегия
- Штатс-контор-коллегия
- Берг-коллегия
По значению важнейшими были первые $3$ коллегии.
Например, Коллегия Иностранных дел занималась дипломатическими и посольскими делами – переговорами, встречами, перепиской и пр. Воинская и Адмиралтейская коллегии соответственно занимались всеми делами армии и флота.
В $1721$ г. число коллегий увеличилось. Появилась Вотчинная коллегия для решения земельных вопросов и споров, а также для передачи и оформления новых пожалованных земель.
В $1700$ г. после смерти патриарха нового решено было не избирать. Тем самым Петр I избавился от довольно независимой церковной власти. Поэтому для управления делами церкви в $1721$ г. создали Духовную коллегию, через год она стала Святейшим Синодом, равным Сенату и подчинявшимся только императору.
К концу правления Петра I число коллегий дошло до $13$.
Общей чертой коллегий можно назвать их формирование по функциональному принципу.