Исторический фон
На рубеже $XVII-XVIII$ вв. в системе государственного управления начались постепенные преобразования. Разветвленная и громоздкая приказная система подверглась оптимизации. Кроме того, централизации подверглись финансовые учреждения, созданная в $1699$ г. Ратуша забрала в свое ведение дела у «четвертей», Посольского, Разрядного, Казанского приказов и приказа Большого дворца. К $1708$ г. Ратуша ведала половиной доходов страны.
Государственные преобразования при Петре I отвечали в первую очередь насущным требованиям войны и были порой непоследовательны.
В $1708-1710$ гг. прошла более радикальная Губернская реформа. Россия разделилась на $8$ неодинаковых губерний.
Управление губернией осуществлял генерал-губернатор, обладавший высшими гражданскими и военными функциями. Более мелкое деление шло первоначально только на уезды. В $1713-1714$ гг. число губерний выросло, а с $1715$ г. они стали делиться сначала на $50$ провинцией, а затем еще на доли, которые трансформировались вскоре в дистрикты.
Сенат. Коллегии
В феврале $1711$ г. Петр I отправился в Прутский поход. Для осуществления управления на время отсутствия царя был создан специальный орган Сенат. Предполагалось, что он будет временным, число участников – $9$ доверенных лиц. Однако затем Сенат стал высшим управленческим и судебным органом.
Сразу после Сената был основан контролирующий орган фискалов. Фискалы действовали тайно, наблюдая за действиями чиновников и выявляя взяточников, казнокрадов и пр. Главой фискалов был обер-фискал при Сенате, получавший отчеты фискалов из Расправной палаты. За Сенатом также велось наблюдение: поначалу его осуществлял генерал-ревизор, затем штаб-офицеры гвардии.
Примечательно, что фискалы не получали жалованья, а забирали треть или половину конфискованного имущества.
С $1711$ г. началась разработка таких новых органов управления, как коллегии. В $1715$ г. появилась Коммерц-коллегия. Самые важные коллегии заработали в $1718$ г.: Иностранная, Адмиралтейская и Военная. Общее число коллегий равнялось $11$. Для регламентации их функций, структуры, делопроизводства и пр. был создан Генеральный регламент, а также регламенты самих коллегий.
В $1722$ г. прошла реформа Сената. Все президенты коллегий вошли в его состав, появилась должность генерал-прокурора.
Для политического сыска была создана Тайная Канцелярия, а кроме того, в тех же целях работал Преображенский приказ.
Местное управление
Преобразования, разумеется, затронули и организацию управления на местах. В первую очередь новая система характеризовалась строгой регламентацией функций, т.е. каждое звено должно было выполнять свою определенную работу.
Тем не менее, несмотря на то, что в новой системе основой был профессионализм кадров, внедрение реформы шло не без трудностей. Так, Uубернская реформа оказалась неэффективной, управление на $3$ уровнях (губерния-провинция-дистрикт) было очень громоздким и сложным. Вторая Губернская реформа проводилась в $1719$ г., по ней при сохранении $11$ губерний основной единицей стала считаться провинция. Важнейшие провинции возглавлялись генерал-губернаторами или др. важными чиновниками, остальными руководили воеводы. А губернаторы губерний значительно утратили власть – они оставались руководить только губернским городом и его провинцией. Эта реформа стала прообразом для созданных Екатериной II губерний.
По реформе $1719$ г. дистриктами руководили земские комиссары, собиравшие налоги. Комиссарам подчинялись представители общин, следившие за общественным порядком (старосты и т.д.)
Судебная система
Высшими звеньями судебной системы в петровской России стал Сенат и Юстиц-коллегия.
На местах судебными делами занимались надворные апелляционные суды и провинциальные коллегиальные нижние суды, они разбирали дела уголовного и гражданского права в отношении сельского населения и не входящих в посад горожан. Для остальных людей был городовой или земский судья.