Создание Совета Экономической Взаимопомощи
В целях унификации экономики и интернационализации хозяйственной жизни страны социализма в январе 1949 г. учредили специальный межгосударственный орган – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Важнейшие отрасли хозяйства в странах СЭВ перестраивались с учетом складывающегося социалистического рынка и возможности интеграции. Одновременно заключались межгосударственные соглашения о научно-техническом сотрудничестве и обмене опытом. Согласовывались планы производства важнейших видов продукции, развивалось кооперирование. В результате товарооборот Советского Союза со странами народной демократии увеличился за 1946—1950 гг. более чем в 3 раза.
Со второй половины 1950-х гг. участники СЭВ стали переходить к установлению долговременных связей в области экономического сотрудничества с целью создания со временем единого народнохозяйственного комплекса. Развивались координация хозяйственных планов, специализация и кооперирование производства. В 1956 г. был принят первый пятилетний план совместного развития важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства стран СЭВ. Создавались структурные подразделения по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Однако осуществление этой идеи требовало унификации денежных расчетов по внешнеторговым операциям и взаимным поставкам сырья и оборудования. Возникало немало вопросов о перспективах хозяйственного развития отдельных стран, выравнивании жизненного уровня населения и т. д.
Десталинизация «Восточного блока»
В ходе десталинизации возникали порой сложные ситуации, угрожавшие развалом блока. Напряжение стало возрастать с 1955 г., когда Хрущев восстановил дружеские отношения с Союзом коммунистов и руководством Югославии. Наиболее мощным оказалось оппозиционное движение в Польше и Венгрии.
Примечательно, что в странах «народной демократии» (Югославия, Польша, Венгрия и др.) рабочие добились восстановления на предприятиях самоуправления. Однако в условиях экономической зависимости от Советского Союза они не смогли реализовать собственную альтернативную модель социалистического развития. А советские руководители оказались не в состоянии понять, что оппозиционное движение в странах социалистического содружества имело под собой объективную основу и ставило целью демонтаж сталинской модели социализма.
Борьба за страны «третьего мира»
После Второй мировой войны возникли благоприятные условия для расширения национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах так называемого «третьего мира»:
- Ближний и Средний Восток,
- Южная и Юго-Восточная Азия,
- Африка.
Советский Союз начал соперничество с Западом за сферы влияния.
Организации договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО, 1954) и Багдадского пакта (1955) были созданы для поддержания национально-освободительного движения в странах в Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока. В результате подъема национально-освободительной борьбы начался необратимый процесс распада колониальной системы. С середины 1950-х гг. расширились взаимные государственные визиты руководителей СССР и развивающихся стран.
Особенно доверительные отношения установились с: Индией, Индонезией, Египтом, Алжиром, Бирмой, Анголой и другими государствами, названными «странами социалистической ориентации», хотя они были далеки от повторения советского опыта. Рассчитывая подтолкнуть их к восприятию социалистического выбора, Советский Союз безвозмездно оказывал им значительную военную и экономическую помощь. Там строились с участием советских специалистов промышленные предприятия, открывались школы и вузы, лечебные учреждения.
Результатом этой политики явилось не только усиление противостояния США и СССР, но и объединение западных стран в борьбе против «советской экспансии». Демонстративная поддержка «африканского социализма», революций на Кубе и в ряде других стран лишь провоцировала нестабильность в мировом сообществе.
Отношения с США
В течение нескольких дней 1962 года мир находился на грани большой войны между СССР и США. Лишь благодаря своевременно заключенному секретному соглашению между Кеннеди и Хрущевым ядерного конфликта удалось избежать. Советский Союз вывез свои ракеты с Кубы. В свою очередь Америка обязалась не прибегать к военной интервенции против этой страны и демонтировать свои ракетные установки в Турции. Мирное разрешение кризиса стало поучительным уроком осознания бесперспективности ядерной войны и опасности ядерного «устрашения».
После Карибского кризиса начались позитивные сдвиги в советско-американских отношениях. В августе 1963 г. в Москве Великобритания, СССР и США подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.
В октябре того же года Московский договор вступил в силу после обмена ратификационными грамотами. Этому способствовало наметившееся личное взаимное доверие между Н. С. Хрущевым и Дж. Кеннеди, договорившихся установить линию прямой телефонной связи между Кремлем и Белым домом.
Но после гибели Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1964 г.) новым политическим лидерам СССР и США пришлось почти заново восстанавливать почву для делового сотрудничества.