Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Советское образование в 1950-х – 1960-е гг.

Развитие среднего образования

Переход к мирной жизни после Отечественной войны потребовал немало усилий для восстановления материальной базы школ, техникумов и вузов, изменения содержания образовательных программ. Сложившаяся еще до войны образовательная система нуждалась в обновлении в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и достижениями мировой науки.

Замечание 1

В начале 1950-х гг. повсеместно ввели обязательное 7-летнее обучение, а в столицах республик и крупных городах – 10-летнее.

В результате резко увеличился контингент учащихся старших классов средней школы. Однако общее число учащихся в общеобразовательных школах сократилось из-за того, что с 1949 учебного года в школы поступали дети, родившиеся в военные годы, когда рождаемость в целом по стране и особенно на оккупированной территории оставалась низкой.

Замечание 2

В условиях острой нехватки трудовых ресурсов правительство решило изменить систему образования. С 1955/56 года средняя школа перешла к обучению по новому учебному плану и программам, основанным на принципах «политехнизации».

Основным нововведением являлись преподавание ручного труда в I–IV классах, практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках в V–VII классах, практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике в VIII–X классах.

Повсеместно укреплялась школьная учебно-материальная база, создавались рабочие комнаты, учебные мастерские. В колхозах работали 17 тыс. ученических производственных бригад. В РСФСР при школах возникло около 500 учебноопытных хозяйств. Школы получали безвозмездно от промышленных предприятий, МТС, совхозов и колхозов для целей политехнического обучения станки, комбайны, тракторы, автомобили, слесарный и токарный инструмент.

«Советское образование в 1950-х – 1960-е гг.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Изменения в профессионально-техническом образовании

Одновременно претерпело перестройку и профессионально-техническое образование.

Замечание 3

Правильная в основном линия на укрепление связи школы с хозяйственным комплексом страны оказалась необоснованно сведена к профессиональной подготовке учащихся. Чрезмерное расширение профессионального обучения в школе привело к снижению уровня подготовки учащихся для продолжения обучения в вузах. В то же время во многих школах производственное обучение проводилось формально.

Практика показала, что в области политехнизации средней школы допускались существенные просчеты. В 1964 г. произошло возвращение к полной средней общеобразовательной школе с 10-летним сроком обучения. Обязательное производственное обучение в ней отменялось. Учебные планы средней общеобразовательной школы вновь перестраивались с учетом глубокой подготовки по основам фундаментальных научных знаний. Общеобразовательная подготовка в школах позволяла молодежи продолжать обучение в вузах и техникумах.

Перестройка общеобразовательной школы затронула всю систему профессиональной подготовки специалистов. 30 августа 1954 г. правительство СССР и ЦК партии приняли постановление об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием. Госплан СССР и министерства определили потребность в специалистах на ближайшую перспективу, что послужило основой для открытия новых учебных заведений, их географической локализации. В 1950-х гг. в СССР открылось свыше 80 новых вузов, главным образом в восточных районах.

Одновременно шло упразднение двухгодичных учительских институтов, а также объединение ряда вузов и факультетов родственных специальностей (только в Москве, Ленинграде и Киеве объединились 22 вуза). Часть высших учебных заведений из Москвы переместилась на периферию. Государство выделяло необходимые средства для развития материальной базы общего и специального образования.

Создание одной из лучших образовательных систем в мире

Замечание 4

Систематически улучшалось материальное и бытовое положение студентов. С 1956 г. в СССР отменили плату за обучение, взимавшуюся до этого в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях. Около 80% студентов получали государственные стипендии, более половины бесплатно пользовались общежитием.

Значительно расширилась подготовка кадров через систему вечернего и заочного обучения, особенно по техническим и сельскохозяйственным специальностям. С начала 1960-х гг. по вечерней и заочной форме готовилась почти половина всех обучающихся в вузах и техникумах.

Благодаря развитию высшего и среднего специального профессионального образования народное хозяйство и сфера культуры быстро насыщались соответствующими специалистами.

Пример 1

Вузы и средние специальные учебные заведения с 1961 г. ежегодно выпускали более 800 тыс. специалистов, а с 1970 г. – в 2–3 раза больше. Уже в 1960-х гг. в народном хозяйстве Советского Союза работало почти в 2 раза больше инженеров, чем в США.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot