Летопись (или летописание) - исторический жанр литературы, представляющий собой, подробную запись исторических событий и фактов по годам. Обычно в летописях запись событий каждого года начиналась со слов: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда и происходит название - летопись.
Самобытным явлением в истории русской культуры и в частности летописания является летописание в Новгороде. Его ведение, начинается почти одновременно с киевским, в середине $XI$в. и не прекращается до $XVIII$ столетия. В Новгородской республике сложился самый стабильный и значительный центр древнерусского летописания. За $700$-летнюю непрерывную традицию летописания в Новгороде образовалась своя литературная школа, которая легла в основу своеобразных литературных произведений. Характерные для Новгорода особенности экономической и политической жизни способствовали образованию здесь культурного центра, куда стекались все богатства древнерусской литературы. Например, именно в Новгороде находились самые древнейшие летописи - Лаврентьевская, Ипатьевская, не говоря уже о Новгородской Синодальной. Многие историки выделяют одну важную особенность Новгородского летописания, а именно его близкий к разговорному язык. Это стало следствием того, что летописание здесь вели не монахи, а представители белого духовенства, чья повседневная жизнь проходила среди народа.
Например, один из известнейших новгородских летописцев - Герман Воята, священнослужитель при церкви святого Иакова, отличался тем, что включал в летописный текст рассказы от первого лица, как правило, простого горожанина, интересующегося слухами, происшествиями, погодой, ценами на дрова и сено и т.п.
В составе новгородских летописей, как и в большинстве других русских, можно встретить различные внелетописные произведения, например, в тексте Новгородской первой летописи младшего извода до наших дней сохранился первый памятник письменного законодательства на Руси - Русская Правда.
Летописание в Новгороде в $XII - XIII$ вв.
Древнейший летописный свод в Новгороде был составлен в середине $XI$ в., однако только в $XII$ в. начинается постоянное ведение летописей. В это же время складываются несколько центров, в которых создавались новгородские летописи. Главным центром ведения летописей был архиепископский двор, по этой причине составленные там летописи получили называние владычных. Среди ученых существует мнение, что на раннем этапе, а именно в $XII$ в., предпринимались неудачные попытки основания княжеского летописания. Другим крупным центром летописания стала церковь святого Иакова, о чем свидетельствуют разнообразные указания самих летописцев, которые работали при этом храме в $XII - XIII$ вв. Именно здесь наиболее ярко проявилась отмеченная выше особенность новгородского летописания - там, как правило, летопись составлялась представителями белого духовенства, тогда как в Киеве это делали, в основном, монахи. Некоторые историки в качестве еще одного центра летописания отмечают еще и Юрьевский монастырь.
Крупнейший советский исследователь русской культуры академик Д. С. Лихачев полагал, что основным летописным сводом $XII$ в. является свод $1136$ г., отразившийся в обеих новгородских летописях. Его создание он связывал с политическими событиями, произошедшими в то время в Новгороде, а именно с изгнанием новгородцами князя Всеволода Мстиславича и установлением «республиканского правления». Свод $1136$ г. был составлен при архиепископе Нифонте доместиком Антониева монастыря Кириком. Он отличался антикняжеским духом, что соответствовало политическим настроениям новгородцев того времени.
Новгородское летописание $XVI - XVIII$ вв.
С включением Новгородских земель в единое русское государство, центром составления летописей в Новгороде продолжал оставаться архиепископский двор. В $XVI$ в. были созданы следующие летописи: Новгородская вторая, Новгородская Дубровского, Новгородская пятая. В Новгородскую летопись Дубровского был включен летописный свод $1539$ г., составленный при архиепископе Макарии (впоследствии митрополит Московский), этот же свод вошел и в Архивскую летопись (во вторую ее часть). В частности описание смерти великого князя Василия III в Новгородской летописи Дубровского является вставкой из московского летописного свода $1539$ г.
По мнению историка В. К. Зиборова, история создания Новгородской летописи Дубровского показательна: ее основными источниками послужили Новгородская первая летопись младшего извода и какая-то великокняжеская общерусская летопись, таким образом, в ней соединились новгородская и московская летописные традиции.
Историки считают, что в $XVI$ в. летописание велось во многих монастырях и в церквах Новгорода; основное внимание в них стало уделяться местной истории. Наивысшего подъема этот процесс достиг уже в $XVII$ в. В $XVI$ в. была составлена первоначальная редакция Краткого летописца новгородских владык, в который были включены известия обо всех архиепископах Новгорода. Наибольшее распространение данный летописец также получил в $XVII$ в., превратившись в один из дополнительных источников поздних новгородских летописей. К середине $XVII$ в. новгородское летописание переживает бурный подъем, начиная с $60$-х гг., с интервалом в $10 - 20$ лет были созданы новые памятники летописания, весьма значительные по своим объемам. Их количество, объем и интенсивность создания выделяют завершающий этап новгородского летописания. В $XVII$ в. летописи в Новгороде обычно составлялись по инициативе новгородских владык, в это время получивших статус митрополитов (Иоаким, Корнилий, Иов). Составление летописей происходило, скорее всего, в Новгородском Софийском соборе. Кроме этого, центрами летописания в Новгороде, в данный период, существовали при монастырях (Зеленецком, Антониевом, Лисицком), в церквях апостола Андрея на Щитной улице, Двенадцати апостолов, Димитрия Солунского, Никиты, Черносырской пустыни, в Николо-Дворищенский соборе). Позднейшиее новгородские летописи (последняя из них была составлена в $XVIII$ в.), убедительно доказывают, что развитие русского летописания не завершилось в середине $XVI$ в., как предполагали историки ранее, а продолжалось в $XVII - XVIII$ вв.
Подводя итог, можно отметить, что за все время существования новгородского летописания, для него был характерен простой народный язык повествования и разговорные обороты, это придавало ему более демократичный характер, что не было свойственно ни позднейшему московскому летописанию, ни предшествующему киевскому.