В $1136$ г. новгородцы изгнали князя Всеволода Мстиславича, пытавшегося использовать новгородские войска в борьбе за свои собственные интересы. С этого момента начинается история Новгородской республики. Теперь новгородцы стали сами приглашать к себе князя на договорных условиях. Среди которых главными были запрет подвергать новгородцев преследованиям без вины, невмешательство во внутренние дела городского управления, смещение выборных должностных лиц, запрет на владение землей в новгородских землях. Все эти условия закреплялись специальным договором – «рядом», который князь заключал перед вступлением на престол. Господствующим сословием в Новгороде были «большие люди» - бояре. В отличие от боярства других земель, в Новгороде боярство имело кастовый характер и вело свое происхождение от родоплеменной знати.
Исследование источников показало, что уже в самые ранние времена подати в Новгородской земле собирал не князь с дружиной, как в остальных древнерусских землях, а на основе договора с приглашенным князем - верхушка новгородского общества. Таким образом, новгородское боярство изначально сосредоточило в своих руках государственные доходы, а это в дальнейшем способствовало победе в антикняжеской борьбе.
Могущество боярства постепенно росло благодаря крупным земельным владениям а также существенным доходам, получаемым от эксплуатации проживавших в их городских усадьбах ремесленников. Кроме боярства в Новгороде существовал слой менее привилегированных землевладельцев, которых в $XII - XIII$ вв. называли «меньшими людьми». К ним относились в основном феодалы небоярского происхождения, но входившие в состав господствующего класса. Новгород всегда являлся крупнейшим центром как внутренней, так и внешней торговли. По этой причине важное значение в политической жизни имели купцы, многие из которых также владели землей. Низшим слоем новгородского населения были «черные люди». В самом городе к ним относились ремесленники и мелкие торговцы. Ремесленники в Новгороде нередко проживали в боярских усадьбах и зависели от бояр, однако являлись лично сбродными.
Новгородское вече
Верховным органом власти в Новгороде было народное собрание – вече. Которое к этому времени, уже не было собранием всего новгородского взрослого мужского населения. Как правило, в вече принимали участие только владельцы городских усадеб количеством не более $500$ участников. Именно они, на то момент, составляли правящую верхушку Новгорода.
Среди историков нет единого мнения относительно полномочий веча. Например историк В. И. Сергеевича ограничивал деятельность веча приглашением князя, принятием законов, объявлением войны и заключением мира. По мнению И. Я. Фроянова в компетенцию веча не входила такая важная функция, как законодательная. Однако большинство историков подчеркивают нестабильность данного института. Как правило, вече само определяло круг своих полномочий, поэтому в разное время он был различным.
Территориально Новгород делился на две стороны - Торговую и Софийскую, которые делилась на концы. Концы являлись административно-политическими единицами, они выбирали «кончанского» старосту, в них проходили «кончанские» веча. Концы, в свою очередь, делились на улицы, возглавлявшиеся «уличанскими» старостами.
Совет господ
В связи с тем, что вече собиралось не постоянно необходим был постоянный орган власти. Таким органом власти являлся Совет господ. В его состав входили бывшие посадники, тысяцкие, сотские и архиепископа. Этот Совет имел ярко выраженный аристократический характер, число его членов редко доходило до $50$. Функцию постоянного председателя Совета выполнял архиепископ. Совет господ вместе с князем, посадником и тысяцким решал вопрос о созыве веча и в дальнейшем направлял всю его деятельность. К компетенции Совета относилась подготовка вопросов для обсуждения на вече, разработка законопроектов, хотя он не имел права голоса в принятии законов. Кроме того, Совет осуществлял общий надзор за работой должностных лиц, контролировал деятельность исполнительной власти.
Выборные должности
Основные власти города: посадник, тысяцкий, владыка (архиепископ) и новгородский архимандрит выбирались на вече. Посадник первоначально назначался князем и был его наместником. Однако с начала $XII$ в. посадника уже начинают избирать. Посадник играл ключевую роль в управлении Новгородом. Вместе с князем он руководил военными походами, принимал участие в дипломатических переговорах, заключал соглашения с князем. Избирался посадник из узкого круга боярских семей. Существование должности тысяцкого была связана с особой налоговой сотенной организацией. Для сбора податей весь город был разделен на $10$ сотен возглавлявшихся сотскими, которые подчинялись тысяцкому. Тысяцкий, как и посадник, первоначально назначались князем. В конце $XII$ в. эта должность также стала выборной. Если посадник избирался из бояр, то тысяцкий представлял интересы небоярского населения Новгорода - меньших людей и купцов. Во главе новгородской церкви стоял владыка, т. е. епископ (в дальнейшем архиепископ), также выбирался на вече и только после этого утверждался митрополитом. Архиепископ управлял делами всей новгородской земли, часто он являлся посредником между князем и посадником. Одной из основных его функций был контроль над эталонами мер и весов. Вместе с посадником и тысяцким он подкреплял своей печатью дипломатические соглашения. Должность владыки, в отличие от остальных, была пожизненной. Хотя иногда бывали случаи смещения владык. На рубеже $XII - XIII$ вв. на вече стали избирать особого новгородского архимандрита, который возглавлял все черное духовенство (т. е. монахов) и был независим от владыки. Таким образом, власть в Новгородской республике фактически принадлежала феодалам (боярам и меньшим людям) и купцам, в которой выборные власти проводили политику защиты интересов господствующего класса.
Политическая борьба в Новгороде в XII – XIII вв.
Республиканский строй открывал большие возможности для обострения борьбы между боярскими группировками, сторонниками разных князей, которая была характерна для Новгорода в $XII – XIII$ вв. Подчас эта борьба принимала исключительно жестокие формы, выливаясь восстания и масштабные народные движения. Зачастую трудно провести грань между народным выступлением против грабежа и насилия со стороны власть имущих и участием рядовых новгородцев, «черных» людей во внутрифеодальной борьбе.
Например, черты народного движения присутствовали в восстании $1136$ г. против князя Всеволода Мстиславича. В $1207$ г. вспыхнуло восстание направленное направлено против бояр Мирошкиничей, которые восстановили против себя не только черный люд, но и боярскую верхушку, и князя Всеволода Большое Гнездо. Народное недовольство и серия неурожайных лет вызвали крупное народное движение в Новгороде в $1228 - 1230$ гг. В эти годы было смещено несколько князей, посадников и тысяцких, изгнан архиепископ.
Противоборствующие группировки умело использовали эти выступления во внутрифеодальной борьбе, чтобы свести счеты со своими врагами. Результатом таких выступлений, как правило, была смена группировки находящейся у власти. Однако иногда простым горожанам удавалось добиться некоторого улучшения жизни.