Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Усложнение отношений русской церкви и Константинополя. Исихасты

Положение русской церкви в рассматриваемый период

В начале $XIV$ века митрополичья кафедра была перенесена вначале во Владимир, а затем в Москву. Киев давно уже не обладал прежней привлекательностью и авторитетом.

Замечание 1

Перенос кафедры, таким образом, поднял авторитет церкви, в том числе и в решении светских вопросов.

Кроме того, церковь была освобождена от каких-либо налогов в пользу Орды, но новые иерархи должны были быть одобрены ханом. С одной стороны, фактическая зависимость от Орды делала русскую церковь покорной Византии, но в то же время она являлась наиболее независимым институтом в государстве, подавленном бременем ига и раздираемом распрями князей.

Обстановка в Византии

Статья: Усложнение отношений русской церкви и Константинополя. Исихасты
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Константинополь подвергся в $1204$ году страшному разгрому, который совершили в ходе четвертого похода крестоносцы. Затем, с середины $XIII$ века возвысились турки-османы. В условиях всеобщей ненависти в Византии к католикам, византийцы готовы были терпеть лучше мусульман, которых на тот момент вполне устраивало, если «неверные» платили особый налог – джизью. То есть, помимо общего тяжелого положения внутри Византии, там появилось протюркское лобби. Византия до последнего не воспринимала османов в качестве основной угрозы. Между тем, турки-османы заняли большую часть Малой Азии. Столица государства Константинополь страдал от внутренних распрей и постоянных интриг, поэтому свою слабость пытался исправить дипломатическими действиями. Константинополь всегда особое внимание обращал на Русь и Орду, а затем в сферу его интересов вошла Литва.

В $1328$ году Константинополь поставил на Руси нового митрополита – грека Феогноста. В Византии он пользовался большим авторитетом, находился вблизи от патриарха. На Руси его авторитет заметно снизился.

«Усложнение отношений русской церкви и Константинополя. Исихасты» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Пример 1

Например, Феогност вызывал возмущение «привычкой» получать и давать большие взятки.

Великий князь Симеон Гордый отличался бурной личной жизнью, его третья женитьба привела к конфликту с митрополитом, поскольку вторую свою супругу он попросту выслал. Феогност отказался благословлять третий брак, поэтому Симеон испросил прямого разрешения из Византии. Это не улучшило отношений между великим князем и митрополитом, вероятно, они до конца оставались натянутыми.

Сущность исихазма

В середине $XIV$ века в Константинополе разгорелся богословский спор между Варлаамом и Григорием Паламой. Спор заключался в вопросе возможности познания Бога, а также соотношении сущности и энергии. Варлаам считал, что человек не способен познать Бога, а сущность и энергия есть одно и то же. Сторонники Варлаама были гуманистами. Палама был исихастом, это учение появилось из смешения христианства с ранней восточной мистикой. Согласно исихастам человек мог получить от Бога «фаворский» свет путем отрешения от общества и себя самого молитвами и созерцанием. Исихасты осуждали любую деятельность, включая физический труд. Фактически, исихазм выходит за рамки христианства, он формируется в политические наднациональные структуры. Спор вылился в ожесточенную политическую борьбу за власть в Константинополе.

Отношение к исихазму на Руси

В таких условиях митрополит Феогност не знал, что делать. Вначале он публично осудил исихастов как еретиков, но затем они пришли к власти – митрополит лишился главной поддержки. Поэтому Феогност стал опираться на Москву и взял в преемники Алексия. Принятие Алексия после Феогноста в сан митрополита, а также перевод Евангелия с греческого показывают, что новый митрополит стоял на противоположной исихазму позиции.

Замечание 2

Митрополит Алексий стал ярким проводником именно русской церкви, исихазм же был, как выше отмечено, наднациональным течением.

Но, пожалуй, главным аргументом, показывающим антиисихастское настроение митрополита, является монастырская реформа. Исихасты проповедовали индивидуальное спасение, в этом смысле организация монастырей на Руси выглядела так же. Но такие идеи совершенно не соответствовали целям объединения князей и самого государства, поэтому в монастырях ввели общежитие.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot