Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Совет министров в дореволюционной России

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Совет министров в дореволюционной России

Теория вопроса

После издания императором Николаем II $3$ июня $1907$ г. манифеста, распускающего $II$ Государственную Думу, наступил период, известный как Третьеиюньская монархия.

Замечание 1

Совет министров был основан указом императора $19$ октября $1905$ г. в качестве высшего исполнительного органа власти. В задачи Совета министров входило руководство и координация действий крупных ведомственных начальников. Таким образом, министры были ответственны теперь не лично перед императором, а перед Советом.

Совет министров XIX в.

Совет министров с несколько иными функциями существовал и ранее: с $1861$ г. он занимался делами, где было необходимо личное присутствие императора. Соответственно заседания того Совета министров созывались императором и проходили нерегулярно, по необходимости.

Итак, впервые Совет министров появился в ноябре $1861$ г. в качестве совещательного органа по разным вопросам. Совет министров состоял не только из министров, но также из главных управляющих ведомств, председателей Государственного совета и Комитета министров, могли входить и другие участники по решению императора.

Учитывая специфику Совета министров $XIX$ в., император являлся его председателем. Он мог вносить на обсуждение любые проблемы. Управляющий делами Комитета министров занимался делопроизводством Совета министров, отдельной канцелярии не было. На заседаниях присутствовал секретарь.

Постепенно наплыв дел в Совет упал, и в $1882$ г. заседания прекратили созывать.

Совет министров в XX в.

Замечание 2

Возобновление деятельности Совета министров провел Николай II указом от $19$ октября $1905$ г. Совет министров был нацелен на приведение в единообразие работу министерств и главных управлений.

В $XIX$ в. Совет министров не устранил несогласованность между министерствами. С созданием Государственной думы в $XX$ в. Совет министров изменился. В него входили министры, главный управляющий землеустройством и земледелием, обер-прокурор Синода, государственный контролер. Некоторые руководители ведомств принимали участие в работе Совета только если обсуждались вопросы, находящиеся в их компетенции. Теперь председателем был не император, а назначенный министр.

Появилась канцелярия для делопроизводства. Регулярные заседания велись несколько раз в неделю, их решения фиксировались в журналах.

В компетенции Совета министров находились разнообразные вопросы. Законодательные работы, рассмотрение предложений от министерств, ведомств, комитетов и пр., изучение предложений министров по вопросам устройства министерств и назначения на главные должности в высшем и местном управлении. Также при особом поручении императора могли быть рассмотрены вопросы внешней политики и обороны, Министерства императорского двора и уделов. Отметим, что Совет министров имел большое влияние в государственном бюджете и кредите.

В $1906$ г. упразднили Комитет министров, соответственно, Совет министров получил его функции, например, вопросы кадрового состава жандармерии и полиции, контроль за местным самоуправлением. Затем, в $1909$ г. дела бывшего Комитета передали сформированному Малому Совету министров.

В ходе разразившейся Февральской революции Совет министров прекратил существование $27$ февраля. Его функции высшего органа государственного управления приняло на себя Временное правительство $2$ марта $1917$ г.

Интересно, что подписывая отречение от престола $2$ марта $1917$ г., император Николай II одновременно написал указ, в котором назначал Львова Г.Е. Председателем Совета министров, но Временное правительство этот указ проигнорировало.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24