Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Литература и искусство в России первой половины XIX в.

Развитие русского романтизма в литературе

Замечание 1

Для русской литературы первой половины $XIX$ века характерна быстрая смена художественно-эстетических направлений – классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Однако больший вес имело становление нового литературного языка. «Карамзинисты» (по фамилии историка и писателя Н. Карамзина) провозглашали принцип: «Писать, как говорят, и говорить, как пишут» и отвергали ориентацию на церковнославянский язык, которую отстаивали А. Шишков и его сторонники.

Каноны классицизма, которые доминировали в высокой литературе в конце $XVIII$ века, разрушали басни Ивана Крылова (1769-1844), написанные в народной и в то же время литературным языком, повести («Бедная Лиза» и др.) Н. Карамзина, который использовал новый, «сентиментальный», язык для романтических историй, где действующими лицами стали обычные люди. Эстетические вкусы Александра Грибоедова (1795-1829) формировались под влиянием классицизма, но герой его комедии «Горе от ума» Чацкий, подобно многих романтических героев, чувствовал себя чужим и ненужным обществу.

Статья: Литература и искусство в России первой половины XIX в.
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Одним из величайших представителей русского романтизма стал Василий Жуковский (1783-1852). Элегически-сентиментальные настроения, бегство в природу, поэтические размышления на «вечные темы» – любви, смерти, дружбы, веры характерны для его творчества. Поэзия В. Жуковского, полна религиозности, романтических устремлений, идеализации прошлого, сочеталась с политическим консерватизмом. Поэты-декабристы, прежде всего К. Рылеев (поэма «Войнаровский» и др.), умело использовали элементы романтизма в защиту человеческой свободы, способствовали утверждению мнения о высокое гражданское призвание поэзии.

Поэты-романтики впервые познакомили русского читателя с произведениями античных и современных западноевропейских писателей. В. Жуковский был талантливым переводчиком Гомера, Байрона, Шиллера.

А. Пушкин, М. Лермонтов и Н. Гоголь как великие русские писатели

Замечание 2

Наивысшие достижения российской литературы первой половины $XIX$ века связывают с именами Александра Пушкина (1799-1837), Михаила Лермонтова (1814-1841), Николая Гоголя (1809-1852).

«Литература и искусство в России первой половины XIX в. » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

А. Пушкин родился в древней дворянской семье. Его независимый характер, саркастические эпиграммы на многих влиятельных лиц обусловили прохождения службы вдали от столицы, в Новороссийской губернии. Именно здесь он создал романтические поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане» и другие, навеянные красотой природы и легендами края.

В 1824 г. поселился в имении отца в селе Михайловском Псковской губернии. Здесь он написал историческую трагедию «Борис Годунов», первые главы самого известного своего произведения – романа в стихах «Евгений Онегин», который, по выражению В. Белинского, стал «энциклопедией русской жизни».

Во второй половине 20-х – в течение 30-х годов талант Пушкина раскрылся со всей полнотой. Он работал над «Евгением Онегиным», написал произведения, в которых запечатлены значительные события российской истории (поэмы «Полтава», «Медный всадник», роман «Капитанская дочка», научные труды «История Пугачева» и «История Петра»). «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери», «Каменный гость», 'Скупой рыцарь») Произведения Пушкина отличаются глубиной психологического анализа человеческих чувств, остротой драматических конфликтов.

Пушкин был патриотом России, в нем органично сочетался «певец свободы» и «защитник империи» (например, его произведения на темы Кавказской войны, реакция на польское восстание 1830 г. в стихотворении «Клеветникам России»). Пушкин умер на 38-м году жизни после ранения на дуэли с Ж. Дантесом, которого подозревал в распространении клеветнических слухов относительно жены Натальи Гончаровой.

Замечание 3

Роль Пушкина в развитии русской литературы и культуры огромная. Он фактически стал создателем современного русского литературного языка, первым великим национальным поэтом. Он писал лирические стихи про любовь, дружбу, свободу, природу и смерть; большие стихотворные поэмы; поэтические сказки и драмы; прозаические и исторические произведения. Большинство произведений Пушкина, особенно его стихи, отражали собственно бурная жизнь и страсти. У них есть сильные романтические элементы, ощущается влияние Байрона, однако стиль Пушкина был более простой и более классический, чем у европейских романтиков того времени.

На гибель А. Пушкина откликнулось много известных людей, но стихотворение М. Лермонтова «Смерть Поэта» стало потрясением для читателей. Кроме того, он создал много поэтических и прозаических произведений, среди них поэмы «Демон» и «Мцыри», драму в стихах «Маскарад», прозаический роман «Герой нашего времени». Творчество Лермонтова полна протеста и печали, он оставил образы гордых, сильных, вольнолюбивых людей «величавого Кавказа» в противовес «немытой России». Подобно Байрону, Лермонтов восстал не только против общества, но и против религии (поэма «Демон»). Поэзия Лермонтова эмоциональнее, чем поэзия Пушкина, чрезвычайно мелодичная. Со временем в его произведениях все чаще появляются реалистические тенденции.

Лермонтов имел сложный характер, был конфликтным и ранимым человеком, его не любил высший свет. После дуэли с сыном французского посла его сослали на Кавказ, в армейский полк. Здесь он впоследствии погиб на дуэли.

Писателем, с именем которого русская литература вошла в мировую, стал Н. Гоголь. Он родился в небогатой малороссийской дворянской семье на Полтавщине. Закончив обучение в Нежинской гимназии в 1828 г., Гоголь переехал в Петербург. Здесь он стал писать на русском языке, и 1831-1832 г. увидели свет его повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Популярность и слава Гоголя выросли после появления комедии «Ревизор» (1836), театральную постановку которой разрешил сам Николай I. Часть публики и критики были потрясены сокрушительным высмеиванием в ней российских порядков, другие, наоборот, приветствовали появление этого произведения в литературе.

Как художник Гоголь достиг исключительного успеха, и из его «Шинели» вышли будущие российские реалисты и сюрреалисты, натуралисты и модернисты. Как философа Гоголя постигла неудача, потому что только единицы из интеллектуалов разделяли его позицию о том, что личное нравственное совершенствование, а не социальная перестройка общества, составляет гарантию прогресса.

Большое влияние на развитие русской литературы этого периода был первый критик «по профессии» В. Белинский. Именно он четко высказал идею о литературе как важное орудие социальной борьбы, идею подчинения литературы общественной борьбе. Под таким видением он трактовал, в частности, произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, что в значительной степени было упрощенным пониманием их творчества.

В 40-50-х годах начинается творческий путь тех писателей, чей расцвет приходится на вторую половину XIX века:

  • Ивана Тургенева,
  • Николая Некрасова,
  • Федора Достоевского,
  • Льва Толстого,
  • Михаила Салтыкова-Щедрина,
  • и др.

Развитие русской живописи

Замечание 4

Крупнейшие достижения русских художников первой половины $XIX$ века, связанные с портретной живописью и эпическими полотнами на исторические и библейские сюжеты, написанные в манере академического классицизма.

Картины академической школы – это в основном парадные полотна из тщательно продуманной, сложной композицией, театрализованным трактовкой сюжета, эффектным освещением. Заслугой академического классицизма было великолепное знание художественной культуры прошлого, высокое техническое мастерство художников. Центром академического искусства была императорская Академия художеств.

Наивысшие достижения академической школы представлены творчеством Карла Брюллова (1799-1852) и Александра Иванова (1806-1858). Известное полотно К. Брюллова «Последний день Помпеи» (1833) сделало его знаменитым художником.

«Последний день Помпеи». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Более двадцати лет А. Иванов работал над картиной «Явление Христа народу» (1858). На переднем плане полотна – фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Фигура Христа изображена на расстоянии. Он еще не пришел, но обязательно придет, как бы говорит художник. Основная идея этого произведения – потребность духовного и нравственного возрождения человека.

С творчеством Алексея Венецианова (1780-1847) часто связывают возникновение реалистического направления в русской живописи. Он писал в основном картины на темы труда и быта крестьян («На пашне. Весна», «На жатве. Лето» и др.). В трактовке бытовых сюжетов у художника ощущается влияние сентиментализма и идеализация сельской жизни.

В культурной жизни России 1852 г. произошло знаменательное событие: в Петербурге открыл свои двери Новый Эрмитаж (здание построено по проекту немецкого архитектора Л. Кленце). Здесь хранились шедевры мирового искусства, большинство которых было достоянием императорской семьи. Спокойное равновесие всех частей музея, декоративное оформление в новогреческом стиле, гранитные атланты у входа – все это также привлекало посетителей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot