Чичерин Б.Н. и Кавелин К.Д.
Ослабление цензурного гнета в правление Александра II привело к появлению множества периодических изданий, ставших своего рода трибуной для многих желающих высказаться по проблемам общества.
В Лондоне эмигрант Герцен А.И. издавал «Полярную звезду», «Голоса из России», а совместно с Огаревым Н.П. – «Колокол». Эти издания значительно способствовали росту общественного самосознания в конце правления Николая I и расцвету публицистики при Александре II.
В первую очередь, до отмены крепостного права, основной темой был крестьянский вопрос, но помимо него, были и другие злободневные темы. Программу русского либерализма выразил Чичерин Б.Н. Он был последовательным противником аристократии, и считал, что каждый человек достоин быть активным гражданином своей страны, влияющим на ее реальность, а не просто орудием чьих-то интересов. Кроме того, Чичерин был убежден в необходимости свободы слова без последствий в виде ссылки или, как минимум, допросов в III Отделении. Однако необходимо подчеркнуть, что либеральная программа ни в коей мере не понижала позицию императора и не требовала никаких особых прав. Известный лозунг о либерализме принадлежит именно Чичерину:
«Либерализм! Это лозунг всякого образованного и здравомыслящего человека в России. Это знамя, которое может соединить около себя людей всех сфер, всех сословий, всех направлений».
Чичерин предлагал и реальные методы решения вопросов – разумеется, ликвидация крепостничества, свободное общественное мнение, свобода книгопечатания и преподавания, гласный и публичный суд, доступность информации обо всех действиях правительства.
Либеральных идей придерживался и Кавелин К.Д. Он особенно настаивал на развитии свободного предпринимательства. Для $50$-х гг. подобные предложения были новаторскими. Они способствовали дальнейшему росту числа сторонников либерального движения.
Формула либерализма, выраженная Чичериным, привела к сближению западников и славянофилов, т.к. примиряла либеральные идеи с сильной властью. На практике это означало, что либералы приняли главенство самодержавия.
Чернышевский Н.Г. и Добролюбов Н.А.
На более радикальных позициях стояли Чернышевский Н.Г. и Добролюбов Н.А., которые печатались в журнале «Современник». Они имели смелость высказывать весьма радикальные взгляды, несмотря на господствовавшую в николаевское время строгую цензуру.
Добролюбов и Чернышевский проповедовали общинный социализм, т.е. считали, что Россия должна включить западноевропейский опыт развития, сохранив лучшие черты крестьянской общинной традиции. Они крайне негативно отзывались о социальной неравенстве, особенно радикально и пафосно выступал в своих статьях Добролюбов.
Вскоре это привело к разделению авторов «Современника», некоторые перешли в «Русский вестник», который был более мягким и более последовательным в либерализме.
В целом, накануне отмены крепостного права, в общественности царила неопределенность, а радикализм не предлагал реальных решений для проблем.
Радикализация либерализма
С отменой крепостного права Манифестом от $19$ февраля $1861$ г. общественные настроения радикализировались. К этому привело разочарование поддерживавших реформу общественников в условиях освобождения.
Так, Огарев Н.П. заявил, что старое крепостное право заменили новым. Разочаровался в Александре II и Герцен А.И., он выдвинул студентам лозунг «в народ!». С подачи Герцена образовалось движение «шестидесятников», основной деятельностью которых было «хождение в народ» с пропагандой освобождения, образования и земельных прав.
Таким образом, по словам Огарева, народ требовал $3$ условия: образование, волю и землю. Герцен и Огарев после крестьянской реформы выдвигали уже радикальные идеи крестьянской революции.
После реформы значительно усилилось и студенческое движение, что вызвало ужесточение условий обучения.