Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Музыка. Театр в России во второй половине XIX в.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Культура второй половины XIX в. / Музыка. Театр в России во второй половине XIX в.
Музыка. Театр в России во второй половине XIX в.

Развитие и расцвет музыкального искусства

Петербургский Мариинский и московский Большой оперные театры были ведущими сценами русского оперного и балетного искусства. По инициативе композиторов Антона и Николая Рубинштейнов возникли Петербургская (1862 г.) и Московская (1866г.) консерватории, которые сыграли большую роль в развитии музыкального образования.

Замечание 1

В Петербурге в 1862 году образовался кружок композиторов «Могучая кучка». Идейным вдохновителем кружка был критик Владимир Стасов, а главным организатором и теоретиком – Милий Балакирев (1836-1910). В кружок входили Александр Бородин (1833-1887), Модест Мусоргский (1839-1881), Николай Римский-Корсаков (1844-1908), Цезарь Кюи (1835-1918).

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В 1873 г. была поставлен «Псковитянка» – первая опера Н. Римского-Корсакова, а в 1907 году. – «Золотой петушок», последнюю, 15-ю. Большой успех имели его оперы, написанные на сказочные сюжеты: «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко» и другие. Римский-Корсаков писал также оркестровые пьесы, романсы, собирал народные песни, был известным музыкальным педагогом и автором учебников по музыке.

В Марийском театре в 1874 году была поставлена опера «Борис Годунов» М. Мусоргского. Сюжетной основой стала одноименная поэтическая трагедия А. Пушкина. Однако первая постановка оперы успеха не имела. Русская публика, воспитанная на итальянских музыкальных спектаклях, не воспринимала музыкальной драмы, наполненной русским звучанием, силой и глубиной воплощения социально-исторических образов. Мусоргский оставил незаконченной музыкальную драму «Хованщина» (с эпохи стрелецких бунтов при Петре I), которую дописал Н. Римский-Корсаков. Высокий драматизм, психологическая глубина сочетаются в операх Мусоргского с богатством музыкальных средств.

Известный ученый-химик А. Бородин специального музыкального образования не имел, но играл на нескольких музыкальных инструментах, писал разножанровые музыкальные произведения. Центральное произведение Бородина – опера «Князь Игорь» (закончили Н. Римский-Корсаков и А. Глазунов), либретто к которой композитор написал на основе «Слова о полку Игореве».

Многогранным был талант ученика Петра Чайковского (1840-1893). Музыку он творил с детства, за свою жизнь написал множество ярких произведений различных жанров. Композитор часто использовал в своем творчестве украинские, российские и восточные народные мелодии. Чайковский написал десять опер, самые популярные: «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», «Черевички», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта»; три балета «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»; шедеврами музыкального искусства стали симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фортепианные и скрипичные концерты. Композитор написал также более ста романсов на стихи русских поэтов, много концертировал как дирижер своих произведений.

П. Чайковский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

В конце $XIX$ в. начинается творческая деятельность таких композиторов, как А. Глазунов, А. Лядов, А. Скрябин, С. Танеев, расцвет таланта которых приходится на начало $XX$ в.

Основание новых театров

Замечание 3

В конце $XIX$ в. почти во всех губернских городах существовали постоянные театральные сцены, возникло много частных театральных трупп, которые гастролировали Россией.

Однако первенство удерживали столичные театры. Ведущими драматическими театрами были Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге, на сценах которых ставили пьесы и российских, и зарубежных драматургов. В 1897 г. актер, режиссер и театральный педагог Константин Станиславский (Алексеев, 1863-1938) и режиссер Владимир Немирович-Данченко (1858-1943) основали Московский художественный театр. Они решили создать «народный театр», чтобы привлечь к нему «простого зрителя», «освежить» репертуар и реформировать театральное дело.

Настоящее рождение Художественного театра состоялось в декабре 1898 года, когда была поставлена чеховская «Чайка», которая с тех пор стала эмблемой театра. Драматургия А. Чехова и М. Горького была основой репертуара театра в первые годы его деятельности. На средства мецената С. Морозова было возведено здание Московского художественного театра (архитектор Ф. Шехтель).

Известная актриса Александринского театра в Петербурге Вера Комиссаржевская (1864-1910) открыла свой Драматический театр. Основой репертуара нового коллектива были пьесы А. Островского, А. Чехова, М. Горького, Ибсена, Ф. Шиллера.

Наряду с Мариинский театром в Петербурге и Большим театром в Москве – главных центрах русского оперного и балетного искусства – оперные театры возникают и в некоторых губернских городах, создаются с помощью меценатов частные оперы, например, Московская частная русская опера Саввы Мамонтова, на сцене которой выступал Ф. Шаляпин.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24