Отличительные особенности
Монголо-татарское нашествие на Русь нанесло ощутимый удар по ремеслу. Помимо разорения городов, большинство мастеров было угнано в рабство, откуда они уже не вернулись. Значительное развитие ремесла началось в $XV$ в. Но уже в $XIV$ в. с подъемом Московского княжества восстанавливается каменное строительство.
Качественно новый этап для литейного дела, выделившегося в отдельную отрасль промышленности, начался в $70$-е гг. $XV$ в.: началось литье медных орудий.
Значительную роль в развитии ремесла и появляющейся промышленности играли иностранные мастера, специально приглашенные в Москву. Однако в области военного дела вскоре возникла необходимость в опоре исключительно на своих мастеров в связи с ухудшением внешнеполитической обстановки.
Металлургия и металлообработка
Литейное дело начало восстанавливаться в $XV$ в. Ранее это был всего лишь прием в ювелирном деле, но уже в начале $XV$ в. были достигнуты большие успехи. С $70$-х гг. началось литье первых медных орудий, так, ранее пушки изготавливали из железа. С использованием меди качество артиллерийских орудий значительно выросло, стали изготавливать пушки-пищали и крупнокалиберные мортиры.
В Москве была открыта Пушечная изба, в которой работали известные мастера, в том числе зарубежные. Аристотель Фьораванти будучи архитектором одновременно обладал талантом литья пушек. Кроме Фьораванти известны следующие имена: Иоганн Иордан, Павлин Дебосис, некий Петр и др. Отметим, что на Руси были свои квалифицированные мастера и до известного Андрея Чохова, который отлил множество пушек и мортир, в том числе именных, например, «Царь-пушка».
Таким образом, металлургическая промышленность активно развивалась в $XV-XVI$ вв.
Строительная техника. Механизмы
Московское княжество, заняв лидирующие позиции, возродило каменное строительство. Хотя необходимо отметить, что не везде строительство находилось до $XIV$ в. в полном упадке – в Псковской и Новгородской землях традиции сохранялись и развивались.
Но полноценный расцвет строительства всех типов – гражданского, храмового, военного, – начался с появлением в Москве кирпичного производства и новой технологии, развитой из отечественного опыта и знаний итальянских мастеров. Производство кирпича проходило на государевых заводах, где ставилось клеймо в виде герба на каждый кирпич стандартного размера.
В разных областях жизни увеличилось использованием достаточно сложных типов механизмов. Так, в $XV$ в. водяная энергия использовалась в сложных приспособлениях для сверления и расточки, в рычажных механических молотах и др. А в $XVI$ в. появился полноценный водяной двигатель. Наконец, важным изобретением начала $XV$ в. стали механические часы.
Транспортное сообщение
В Новгородской земле и Русском Поморье морское и речное судоходство было хорошо развито. В $XV$ в. корабли-ушкуи заменил другой тип – насад. На корабле нового типа можно было устанавливать пушки. Эти типы кораблей использовались в основном для походов.
Также в России существовали большегрузные лодки-белозерки, торговые и промысловые корабли (юмы и кочи).
На суше преобладал гужевой транспорт в грузоперевозках. В летнее время перевозки осуществлялись на телегах, в зимний период – на возах (санях). На рубеже $XV-XVI$ вв. появилась служба, координирующая перевозки и вестовых. В середине $XVI$ в. эта служба была преобразована в Ямской приказ.
Деньги
$XIII-XIV$ вв. наука называет безмонетным периодом. В конце XIV в. чеканка монет была возобновлена в Москве, Нижнем Новгороде и Рязани на основе монголо-татарских денег. Кстати, названия номиналов пришл именно от татаров – теньга (денга), алтын.
До реформы матери Ивана Грозного, Елены Глинской, на Руси существовало много денежных систем в разных княжествах. По реформе $1544-1534$ гг. был унифицирован размер монет, «тяжелая» монета получила название «копейка», а «легкая» – «денга». Условно-счетной единицей был рубль. Появилась малая серебряная монета – полушка. В рубле было $100$ копеек, $200$ денег, $400$ полушек.