Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Формирование индустриальной инфраструктуры в России. Складывание системы монополистического капитализма

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Формирование индустриальной инфраструктуры в России. Складывание системы монополистического капитализма
Формирование индустриальной инфраструктуры в России. Складывание системы монополистического капитализма

Индустриальная инфраструктура

Особенную роль в успешном функционировании промышленности и сельского хозяйства играет развитая индустриальная инфраструктура, которая включает в себя системы:

  • транспорта;
  • связи;
  • кредита;
  • торговли.

В России, учитывая ее огромные территории, особую роль играло транспортное сообщение. С 1893 г. начался интенсивный рост строительства железных дорог, когда каждый год строилось около 3 тыс. верст. Толчком к этому послужило строительство Транссибирской магистрали, имеющей огромную международную и военную важность.

Ее большая часть сооружалась частными подрядами, а остальные – казенным способом. Вообще казенное строительство разворачивалась обычно в отдаленных частях империи, например, линия Пермь-Котлас, связанной с экономическими и военно-стратегическими задачами. Частное же строительство распространено было в европейской части России. Но промышленный центр России все равно слабо был связан с Уралом; железнодорожная сеть между Волгой и Уралом была ничтожно мала; на восток России не существовало железных дорог.

Помощь со студенческой работой на тему
Формирование индустриальной инфраструктуры в России. Складывание системы монополистического капитализма

Водные артерии сохраняли свое значение, хотя эксплуатация рек зависела от природных условий. Достаточно протяженными были искусственные водные пути, например, шлюзованные реки и каналы. Большую же часть составляли грунтовые дороги.

В условиях капитализма изменения коснулись торговли, в частности, появилось биржи (к 1913 году их было 100 штук). На них заключали сделки по техническому описанию товаров, стандартам, образцам, с указанием сроков поставок и расчетов. Обычно биржи торговали разными товарами и размещались в крупных городах/портах. К примеру, масляная, хлебная, мясная биржа в Москве, фруктовая, винная, чайная биржа в Петербурге.

В условиях капитализма также широко распространились магазины оптовой торговли и розничной продажи, фирмы по закупке сельхозпродукции. Однако при этом сохранялись и традиции ярмарок, которых по стране было примерно 16,5 тыс.

К началу XX в. доля России в мировом экспорте была всего лишь 4 %, так как она вывозила 6-8 % своей продукции, а ввозила 3,5 % мирового импорта. На вывоз обычно шли: хлеб, сахар, коровье масло, лошади, лен, жмыхи, платина, яйца и т.д.; ввозили обычно готовую продукцию и сырье, которого не было в достатке внутри России: каменный уголь, олово, кокс, никель, шерстяная пряжа, свинец, хлопок.

Активное развитие технологий связи отвечало возросшим потребностям общества. В системе государственных учреждений, торговых и промышленных организаций чаще начинают использовать услуги телеграфа. Однако несмотря на это, масштабы телефонной и телеграфной связи все равно не отвечало уровню запросов общества и были ниже уровня в Европе.

В начале XX в. в России складывается кредитно-банковская система. Она обеспечивала обмен капиталов между отраслями и способствовала объединению всей экономики России в единый народно-хозяйственный комплекс.

В основе структуры государственного кредита был Государственный банк, который был самой крупной в России подобной организацией. Во время экономического кризиса 1900-1903 гг. он помогал многим банкам, предприятиям торговли и промышленности, благодаря чему многие учреждения уцелели. Кроме него, в сфере кредитования также работали Крестьянский поземельный и Дворянский земельный банки, сберкассы и ломбарды.

Страховая система в России была развита много меньше, чем в западных странах. В 1914 г. всего существовало не больше 19 страховых компаний. В противоположность им интенсивно развивались учреждения кредитной кооперации – в 1913 г. число которых дошло до 13 тыс.

В основе финансового хозяйства лежал государственный бюджет, утверждением которого с 1906 г. занималась Государственная дума. Он делился на «обыкновенный» и «чрезвычайный». К 1913 г. доходы бюджета увеличились в два раза по сравнению с 1900 г.

Замечание 1

Самыми доходными статьями государственного бюджета были косвенные налоги (акциз с продуктов питания), правительственные регалии (поступления от винной монополии), доходы от казенных имуществ (от железных дорог по большей части).

Складывание системы монополистического капитализма

В 1880-е гг. в России появляются монополистические объединения, которые представляли собой нелегальные объединения типа картелей, которые действовали в угольной, нефтяной, металлургической отраслях. Наиболее интенсивно монополизировалась продукция, которая была связана со строительством железных дорог. В условиях экономического кризиса процесс появления монополий активизировался, что привело к их утверждению в главных отраслях. К 1914 г. в стране было около 200 монополий, большинство из которых являлись синдикатами, которые легализовались под именем акционерных обществ. Монополизм объединения отражался в секретных контрагентских договорах, которые заключались между участниками соглашения и т.н. Обществом, действующим на рынке открыто. В договоре оговаривались доли заказов, определяя размеры его производства. Распространены были и картели, которые занимались сбытом продукции или закупкой сырья. Они не имели общих структур управления и выходили на рынок сами. Многие картели были временными и работали по устному договору. Другой картельной формой были регионально-отраслевые объединения, которые выступали как предпринимательские союзы. Известные монополии, которые возникли в начале века:

  • «Продамет»;
  • «Продвагон»;
  • «Продуголь»;
  • «Гвоздь»;
  • «Нобель – Мазут».

Во время массового выкупа частных железных дорог государством началось формирование крупных железнодорожных государственно-монополистических предприятий. Несколько частных обществ приобрели право постройки новых железнодорожных путей ща счет облигационных займов. Одним из последствий этой системы было территориальное разделение сфер влияния в европейской части России.