Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие общественных отношений в Древней Руси

Особенности общественного устройства Древнерусского государства

В Древней Руси $IX-XII$ веков сословия в полном смысле этого слова не сформировались. Дело в том, что сословие должно быть замкнутой группой людей, которые обладают отдельными правами и обязанностями. Кроме того, сословный статус, как правило, передается по наследству, и переход в другую социальную группу крайней затруднен.

В Древнерусском государстве вообще не найти сословных различий. Источники, в первую очередь свод законов Русская Правда, помогают выявить некоторые слои населения. Эти группы разделяются по имущественному, профессиональному или функциональному признаку. Историческая наука для обозначения этого явления, и чтобы не вносить путаницу с использованием термина «сословие», называет их прослойками, группами или категориями населения.

Статья: Развитие общественных отношений в Древней Руси
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Социальное строительство, таким образом, в Древнерусском государстве не дошло до конца. Отсюда и терминологическое разнообразие, а зачастую и путаница, в обозначении отдельных категорий населения.

Замечание 1

Наиболее корректно в целом поделить население на свободное и несвободное – зависимое. Но при этом, сразу же стоит оговориться, что существовала отдельная особая группа – изгои. Внутри свободного населения находится непосредственно господствующая верхушка, ее положение отличается и в правовом, и в имущественном вопросах. Для этой прослойки источники использовали, как правило, различные хвалебные эпитеты, вроде «лучшие», «нарочитые», «старейшие», «передние». Остальное население именовалось, отталкиваясь от элиты, как «простое», «черное», «меньшее» или «молодшее».

Привилегированные группы населения

Итак, в элиту свободного населения Древнерусского общества входили непосредственно князья, которые вели происхождение от одного общего предка – Рюрика. Кстати, положение людей Древней Руси трактовалось относительно близости к князю.

«Развитие общественных отношений в Древней Руси» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Верхушка общества формировалась несколькими путями. Это могла быт старая, догосударственная родоплеменная аристократия. Она сохраняла свое привилегированное положение в условиях Древнерусского государства только в том случае, если попадала в расположение князя. Еще элита формировалась из верхушки непосредственно общины. Здесь необходимо пояснить: простые общинники, будучи свободными людьми, могли разбогатеть и войти в круг князя, то же касается и выборных общинных должностных лиц. И отдельно стоит специфический способ вхождения в элиту, когда князь лично мог выбрать совершенно любого человека, если посчитал его достойным. Правитель мог как возвысить любого человека из самых низов, так и низвести свободного до холопа.

Привилегированной частью древнерусского общества являлись люди, которых источники именовали «боярами», «княжими мужами», «огнищанами», а изредка – даже «вельможами», хотя это звучит не на славянский манер. Восточнославянское законодательство определяло несколько привилегий для этой группы людей. Из убийство каралось большим штрафом – вирой – размеров в $80$ гривен. Размер виры за убийство аристократа был вдвое выше, чем в случае убийства просто свободного общинника. А также эта категория населения обладала особыми правами на наследование имущества, здесь, как это ни странно для обществ того времени, женщины обладали правом участвовать в разделе имущества: наследовали дочери, если отсутствовали сыновья.

Замечание 2

Фактически все многообразие терминов, применяемых источниками по отношению к привилегированному населению, обозначало одну категорию. Их положение, как выше уже отмечалось, определялось близостью к князю. Бояре и княжие мужи были дружинниками. Огнищане, применимо к $XI-XIII$ векам, были крупнейшими землевладельцами, использовавшими рабский труд. Хотя некоторые исследователи считают огнищан старшими дружинниками. Вообще слово «огнище» значило изначально «раб», в связи с чем некоторые видят в огнищанах исключительно рабовладельцев. Но если мы посмотрим на данные Пространной Русской Правды, то увидим, что на месте огнищанина Краткой Правды стоит княжий муж или тиун огнищный. Получается, что огнищанина можно посчитать княжим мужем, а конкретнее, тиуном, который управлял княжескими холопами. Любопытно, что хотя положение тиуна при дворе было очень высоко, сами они вполне могли быть холопами.

Бояре и княжие мужи зачастую становились крупными землевладельцами. Бояре стали наиболее влиятельным слоем населения после непосредственно князей. В $XI$ веке в этой группе населения не было однородности ни с точки зрения престижа, ни по имуществу. Существовали бояре князя и его сыновей, «великие» и «меньшие». С течением времени сам термин «бояре» стал переноситься на неслужилую, то есть не участвовавшую в дружине, знать. А вот термин «княжий муж» по-прежнему означал исключительно тех, кто состоял на службе князю. В общем же, бояре на том этапе еще не были отдельным сословием, как уже выше отмечалось. Кроме перечисленных привилегий они не обладали юридическими отличиями от других свободных людей. А сыновьям бояр вовсе не гарантировался наследственно высокий статус.

В привилегированной части населения была отдельная прослойка, состоявшая из купцов и гостей. Внутри купечества выделись «старейшие», они имели большой вес в обществе. Старейшие купцы участвовали в княжеском совете наряду с огнищанами и дружинниками, а также участвовали в дипломатических поездках. В $XII$ веке появляются купеческие организации, например в Новгороде, где на очень высоком уровне стояло развитие торговли. При этом, как и иные фактически аристократические люди, купцы юридическими особенностями не наделялись, а состояли в основной массе свободного населения. Например, вира за купца равнялась 40 гривнам, как и за простого свободного человека. Гостями в Древнерусском государстве называли либо иностранных купцов, либо тех, кто торговал на международных рынках.

Смерды и холопы

Самым многочисленным слоем населения Древней Руси были свободные общинники, смерды. Их имущественные и личные права являются до сих пор предметами острой дискуссии в научной среде, поскольку источники не оставили определенной характеристики на эту группу населения. Смерды были лично свободными, и семьями вели хозяйство. Земля давалась смерду при условии работы на нужды князя, то есть, например, после смерти бездетного смерда его земля возвращалась князю. Смерды платили князю дань за право владения земельными наделами. В случае невозможности выплаты долга смерд мог быть обращен в зависимого закупа. Роль и количество смердов в Древнерусском государстве уменьшалась с развитием феодальных отношений.

Как выше отмечено, по источникам мы мало можем понять о смердах. Определенно можно сказать, что смердами называли сельское население. Что касается свободного населения в целом, включая горожан, то их, как правило, называли «черными людьми». Горожане, «черные люди», могли быть как торговцами, так и земледельцами или ремесленниками. В городах составлялись общины из черных людей – сотни, руководителем каждой сотни был сотник. Необходимо отметить, что положение ремесленников по данным Русской Правды было выше, чем земледельцев: вира за ремесленника была $12$ гривен, а за смерда – $5$.

В Древней Руси в городах шло развитие неравенства внутри ремесленников. Часть выделялась в обеспеченную прослойку, куда входили наиболее умелые мастера, владевшие местом на рынке и лично продававшие товар. А некоторые страдали от феодального гнета и терпели крайнюю нужду, известно, что ремесленниками иногда владели как холопами. Наибольший вред ремесленникам приносили ростовщики, поскольку до восстания в Киеве $1113$ года их деятельность никак не регулировалась властью. После восстания Владимиру Мономаху пришлось издать Устав, охраняющий простое население от ростовщического произвола.

И, наконец, бесправными в древнерусском обществе были холопы. Они были в сущности имуществом своего владельца, никакими правами не обладали. Даже за убийство холопа обычного штрафа не накладывалось. Вообще государство не влезало в отношения между холопом и его хозяином. Хотя хозяин должен был отвечать за действия своего холопа и в случае необходимости обязан был возместить убытки.

Замечание 3

Рабами-холопами становились в двух случаях: против воли человека, либо по личному желанию. В первом случае речь идет, как правило, о военнопленных, либо о тех, кто не смог выплатить долг. По личному желанию холопами становились в случае женитьбы на женщине-холопке, поступлении на службу тиуном или ключником, по рождению, либо при продаже себя при свидетелях.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot