Достижения политики гласности
Вторая половина 1985 года прошла под знаком подготовки к очередному XXVII съезду КПСС, который состоялся в феврале 1986 года.
Под гласностью подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа.
Огромной популярностью во всех республиках пользовались еженедельники и журналы:
- «Московские новости» (редактор Е. Яковлев),
- «Огонек» (редактор - В. Коротич),
- «Новый мир»,
- «Знамя»,
- «Октябрь»,
- «Вопросы истории».
Люди с изумлением узнавали о ранее скрываемых от них фактах прошлого, связанных с именами основателей партии большевиков, с революцией и гражданской войной 1917-1920 гг., НЭПом, политикой коллективизации и индустриализации, сталинскими репрессиями 30-х годов, Великой Отечественной войной, хрущевской оттепелью», диссидентами и брежневским «застоем». «Самый читаемый» советский народ стал еще более читаемым. В течение лишь одного 1986 года газеты и журналы приобрели 14 млн. новых читателей.
Политизация общества и рост антисоветских настроений
При этом коммунистическая идеология стала подвергаться открытым нападкам со стороны оппонентов, а в самой Коммунистической партии начался период «разброда и шатаний». В условиях нарастающего процесса демократизации общества плюрализм мнений пришел в противоречие с существующей тоталитарной системой.
В январе 1987 г. на пленуме ЦК КПСС, посвященном вопросам кадровой политики, Горбачев возложил всю вину за неудачи в реформировании на некий «механизм торможения» в лице управленческого аппарата. На первый план выдвигались «гласность» и «демократизация». И хотя не было речи об отказе от социализма, новый курс предусматривал изменение политической системы путем выборов депутатов Советов и всех избираемых должностных лиц исполкомов на альтернативной основе.
На первое место в публицистике выдвинулась тема культа личности Сталина и жертв массовых репрессий 1930-х гг. В ЦК КПСС была создана специальная комиссия по реабилитации во главе с А. Н. Яковлевым, которого называли идеологом перестройки. Он опекал литературные и публицистические журналы, средства массовой информации и направлял весь процесс развенчания советской системы и социализма.
Наиболее радикальные сторонники преобразований взяли на вооружение либерально-демократическую идеологию и ценности западной цивилизации. Возникшие в то время Народные фронты в союзных республиках, особенно в Прибалтике, начали требовать выхода из Советского Союза.
Демократизация духовной жизни общества
В новых условиях начала постепенно меняться церковная политика. После смерти главного идеолога партии и противника религии М. А. Суслова РПЦ стала оживать. Весной 1985 г. иерархов церкви принял М. С. Горбачев. Церковь начала подготовку к юбилейной дате – 1000-летию крещения Руси, которая сопровождалась торжествами и вниманием правительства. Поместный собор принял новый Устав об управлении РПЦ. К концу 1980-х гг. РПЦ имела 7,5 тыс. священнослужителей, насчитывала около 7 тыс. приходов, 22 монастыря. Деятельность религиозных объединений стала более разносторонней.
Гласность раскрепостила духовную жизнь и дала обществу свободу слова. Люди стали выражать вслух свои мысли. Они получили доступ к колоссальным информационным ресурсам, которые ранее были для них закрыты. Это оздоровляло общество.
Общественное сознание стало опережать в своем развитии ход перестроечных реформ. Шла активная политизация масс, которые делились на сторонников и противников перестройки. Часть граждан стала выражать сомнение в том, что преодоление трудностей возможно на основе идей социализма и «руководящей роли» КПСС в обществе.