Орда в начале $XV$ века
В $1408$ году Едигей совершил нашествие на Русь, многие города подверглись разорению и сожжению. Дойдя до Москвы, Едигей вскоре развернулся и покинул Русь, так как в Орде началась смута.
Свергнутый Тохтамыш бежал в Литву, где нашел поддержку в лице князя Витовта. В $1411$ году старший сын Тохтамыша успешно закрепился в Крыму. В борьбе с ним погиб хан Орды Булат-Салтан. Это встревожило Едигея, вынуждая его искать мира с Северо-Восточной Русью. Едигей поставил в Орде ханом Тимур-хана, но вскоре должен был сам от него спасаться бегством.
Витовт помог сыну Тохтамыша в $1412$ году стать ханом Орды, но уже летом того же года в Орде вспыхнула очередная смута, и власть захватил сторонник Едигея Керим-берды. Керим-берды был положительно настроен по отношению к Москве и категорически против Литвы.
В $1414$ году в Орде власть захватил протеже Витовта Кепек, который был менее благосклонен к Москве. Кепек выдал Нижнему Новгороду ярлык на независимое от Москвы княжение. Кепек был еще одним из сыновей Тохтамыша. Заняв трон в Сарае, он вскоре вынужден был отступить под натиском Едигея.
Едигей вернул себе власть. В $1416$ году он разорил Киев и правобережье Днепра. Однако в $1419$ году в Орде началась новая смута, Едигей был убит, а ханом стал Улуг-Мухаммед.
Литва в начале $XV$ века
Как выше отмечено, Тохтамыш после поражения от Едигея бежал в Литву. Там его с сыновьями благосклонно принял князь Витовт. В $1410$ произошла знаменитая Грюнвальдская битва. В этой битве против Тевтонского ордена Литва с союзниками победила. В число союзников и участников битвы входили поляки, русские, валашские наемники, а также татарские войска Тохтамыша.
Витовт помогал сыновьям Тохтамыша в разное время захватывать трон в Орде, однако ни один не смог удержаться. Когда к власти в Орде пришел Керим-берда, Литва пошла на заключение очередной унии с Польшей. В $1413$ году Городецкая уния была подписана Витовтом с литовцами и Ягайло с поляками. Литовское княжество становилось зависимым от Польши, а католицизм получал преимущество перед православием:
Например, должности и землевладения могли наследовать только католики, а браки православных с католиками запрещались.
Установление Городецкой унии подорвало власть Витовта, он стал искать попытки усиления через русскую церковь и Орду. Витовт вновь активизировался в направлении Пскова и Новгорода, а также пытался перенести кафедру митрополита в Киев $1415$ году, утверждая, что в Москву кафедра была переведена незаконно. Патриарх константинопольский возражал против этого. Ставленник Витовта на роль митрополита Григорий Цамблак не добился успеха, поэтому с $1419$ года Витовт начал сближение с московским митрополитом Фотием. Утверждение Витовта в $1423$ году по завещанию Василия I в качестве помощника сыну и жене означало, по сути, передачу Северо-Восточной Руси под власть литовского правителя.
Русь в начале $XV$ века
Нашествие Едигея в $1408$ году принесло с собой разрушение многим городам:
- Переяславль
- Ростов
- Нижний Новгород
- Серпухов
- Дмитров
По масштабам разрушений нашествие Едигея сравнивают с Батыевым. После нашествия Василию пришлось возобновить выплату дани. Тем не менее, Едигей опасался союзника бежавшего Тохтамыша – Витовта, поэтому пошел на мир с Русью.
Когда власть захватил сын Тохтамыша Джелаль-Еддин, ордынцы совершили набег на Владимир. Набег на Владимир был организован в связи с прибытием нового митрополита Фотия, против которого выступал Витовт. Между прочим, набег поспособствовал укреплению отношений нового митрополита с Москвой. С помощью следующего хана Орды в $1413$ году Москва смогла вернуть в подчинение вновь отделившийся Нижний Новгород.
Много беспокойства Василию I приносил его властолюбивый зять Витовт, в $1403$ году он захватил Вязьму, а в $1404$ году он занял Смоленск. После похода в $1405$ году Витовта на Псков, Василий собрал против родственника войско, но битвы не было.
В $1408$ году Витовт занял Одоев, Василий в отместку захватил крепость Дмитровец возле реки Угры. Войска сошлись у реки и простояли и полмесяца простояли лицом к лицу. После стояния был заключен «вечный мир».