Положение церкви в междоусобной войне
В $1425-1453$ годах на Руси проходила последняя крупная княжеская усобица, в историографии обычно называемая феодальной войной. Начало междоусобной войны застал митрополит Фотий. Но в $1431$ году он умер. Противоборствующие стороны не торопились выдвигать претендентов, поскольку неизвестно было, кого стал бы поддерживать новый митрополит. Константинополь же утвердил митрополитом киевским и всея Руси смоленского епископа Герасима.
У Москвы был свой кандидат – епископ Рязани Иона. Неизвестно, правда, кто его выдвигал, Василий II или Юрий Дмитриевич. Относительно назначения Герасима источники не сообщают реакции русских князей. Известно, что его кандидатуру предложил ставший в $1430$ году великим литовским князем Свидригайло.
Иона был отправлен в Константинополь только в $1436$ году. Дело в том, что Свидригайло сжег Герасима на костре, как отмечается, «за измену». Итак, Иона стал митрополитом. Обычно, церковь поддерживала наследование от отца к сыну, но доподлинно о симпатиях Ионы мы ничего не знаем.
Хотя Василий II отправил Иону в Константинополь на утверждение, там уже все решили, не советуясь ни с Москвой, ни с Литвой – митрополитом назначили Исидора. На Руси это назначение вызвало бурю негодования, поскольку Исидор был сторонником церковной унии.
Флорентийская уния и митрополит Исидор
Вопрос об объединении церквей в Европе был весьма популярным в $XV$ веке. Причины выдвигались разные:
- Ограничение власти римского папы
- Воссоединение ветвей христианства
- Укрепление находившейся на грани полного захвата Византии
В $1437-1439$ годах во Флоренции проходил один из соборов, посвященных созданию унии. Флорентийский собор состоял из противников Реформации. Византия согласилась на заключение Флорентийской унии, причем, находясь в плачевном положении, спорные вопросы были решены в пользу Рима. Например, Византия признала дополнение «filioque» к Символу Веры, а также приоритет римского папы над константинопольским патриархом. На Флорентийском соборе Русь представлял как раз митрополит Исидор.
Новоприбывшего из Константинополя митрополита Исидора поначалу приняли в Москве благосклонно. Однако после того, как он практически сразу уехал на собор во Флоренцию, а затем после результатов этого собора разразился конфликт. Василий II категорически отказывался признавать унию, опираясь на русскую традицию. В ходе феодальной войны по данному вопросу все участники показали поразительное единодушие: принимать Флорентийскую унию в Московской Руси отказались.
Автокефалия Русской церкви
Вернувшийся на Русь в $1441$ году Исидор был заключен под стражу в Чудовом монастыре. Вскоре Исидор бежал в Рим, Василий II ему не препятствовал. Вслед за этими событиями, Исидор был лишен на Руси сана митрополита и объявлен еретиком.
Важно отметить, что после того, как сама Византия вступила во Флорентийскую унию, Московская Русь приблизилась к объявлению самостоятельности русской митрополии. Автокефалия отложилась на некоторое время в связи с продолжавшейся феодальной войной и добавившимся к ней набегам нового хана Орды Улу-Мухаммеда.
Осенью $1446$ года Дмитрий Шемяка в Москве созвал собор церковных деятелей, где представил Иону в качестве исполняющего обязанности митрополита. Но позиции Шемяки это не укрепило. В декабре $1446$ года Москва вновь вернулась под власть Василия II. Церковь уже окончательно заняла сторону Василия. Более того, церковь даже обвинила Шемяку в наведении монголо-татар, хотя на самом деле это «заслуга» Василия II.
Несмотря на то, что с завершением феодальной войны образ Дмитрия Шемяки неизбежно был демонизирован, именно ему принадлежит заслуга созыва церковного собора для избрания митрополита.
Василий II Темный продолжил начатое Шемякой, и в $1448$ году Иона стал русским митрополитом, утвержденным собором епископов. Важно, что с тех пор русские митрополиты избирались русскими же епископами. Фактически Русская церковь стала автокефальной. С падением в $1453$ году Константинополя ее положение закрепилось и усилилось.