Русификация и унификация по отношению к национальным окраинам
После подавления Польского восстания 1863–1864 гг. было принято ряд мер унификации и русификации, направленных на то, чтобы земли, населённые поляками, стали неотъемлемой частью Российской империи. На них распространилось общеимперское административное устройство. В 1883–1894 гг. администрацию Привислинского края (так называлась польская земля в составе Российской империи) возглавлял генерал-губернатор И. В. Гурко. В период его управления Министерство внутренних дел наделило русский язык статусом первого языка: он стал главным языком преподавания в школе и в делопроизводстве, внедрялся на железных дорогах, использовался на афишах, вывесках, этикетках и т. д.
Закон от 1885 года подтверждал, что учителя должны назначаться специальным ведомством вестись на русском языке. Все важные посты в польских административных учреждениях занимали русские чиновники.
При Гурко было принято ряд мер, которые способствовали к экономической интеграции Польши в состав России (в 1885 г. упразднён Польский банк, который превратился в Варшавскую контору Петербургского банка, изъята из обращения польская монета).
Что касается управления Финляндией, обладавшей наибольшей автономией в составе империи, то и здесь был взят курс на свертывание автономии, приведение юридического статуса края к общему для других губерний. Наиболее последовательно эта политика проводилась начиная с 1898 г. генерал-губернатором Н. И. Бобриковым. Были сокращены функции сейма, финляндская почта объединена с общеимперской, введен обязательный прием русской монеты.
Затем последовали введение русского языка в делопроизводство в финские государственные и учебные учреждения, ликвидация самостоятельного финского войска.
В прибалтийских губерниях правительство принимало меры по вытеснению немецкого влияния. В делопроизводстве вводился русский язык. Православная церковь при содействии Министерства внутренних дел и Синода начала практиковать обращение в православие латышей и эстонцев, исповедующих лютеранскую веру.
На малороссийских и белорусских землях правительство продолжало политику, направленную на укрепление позиций православия, слияние униатской и православной церквей.
Политика унификации российской власти по отношению к Кавказскому региону и Средней Азии
На Северном Кавказе и в Закавказье к 1880-м гг., так же как и в Польше, Прибалтике и т. д., распространяются правила общероссийского административно-политического управления. Здесь были созданы губернии по образцу Центральной России и окончательно ликвидированы остатки автономии Мегрелии, Сванетии и Абхазии.
Социальная политика в этом регионе была направлена прежде всего на привлечение местной знати на сторону России. Грузинское дворянство, армянские помещики, ханы и беки Азербайджана были приравнены в правах к русскому дворянству. Одновременно с этим активно осуществлялась и переселенческая политика. Ее цель – учреждение военных поселений русских крестьян на Кавказе.
Однако, хотя официальное делопроизводство велось на русском языке, народы Северного Кавказа и Закавказья сохраняли свой язык, культуру, верования и обычаи. Большую роль в развитии культурной жизни региона играли учебные заведения, научные общества, газеты и журналы на местных языках, театры и пр. Здесь стали открываться училища для христианского и мусульманского населения. За счёт казны для уроженцев Кавказа отводились места в центральных российских университетах.
К 1880-м гг. завершился процесс присоединение Россией территории Средней Азии. Здесь применялись разные формы управления, в зависимости от политических и экономических интересов государства:
- Кокандское ханство преобразовывалось в Ферганскую область;
- Бухарский эмират и Хивинское ханство получили автономию и свою систему управления.
В Средней Азии были прекращены междоусобицы, установлено единое с Российской империей законодательство, которое отражало изменения эпохи.
Кроме того, в Средней Азии более быстрыми темпами начала развиваться экономика. Получили распространение новые приёмы земледелия, сельскохозяйственные культуры, техника. Усилилось прогрессивное влияние культуры русского народа. В городах стали создаваться светские школы (в отличие от прежних духовных). Русские учёные (П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Б. В. Бартольд) разворачивали широкую научно-исследовательскую деятельность.