I—II столетие в Римской империи стало периодом активных религиозных исканий, значительных трансформаций традиционных культов, складывания новых религиозных систем. Это было обусловлено в первую очередь требованиями времени, тем, что Римская империя превратилась в самое крупное политическое образование, складывалась новая античная культура, впитавшая в себя достижения тех народов, которые населяли Империю.
Интенсификация экономических связей между провинциями Империи, распространение рабовладельческих отношений, изменения в образе жизни и менталитете народов приводили к возникновению новых мировоззренческих идей, общественных настроений в разных слоях римского общества, находивших отражение и в религиозных взглядах.
Реформирование традиционной римской религии
В I —II вв. традиционная римская религия была подвергнута реформированию, в результате чего была создана официальная религиозная идеология и государственный имперский культ, обосновывавший неограниченную императорскую власть. Правящие императоры не жалели средств на создание императорского культа. В провинциях началось возведение пышных храмов, посвященных императорам, из числа уважаемых лиц создавались особые жреческие коллегии севиров-августалов, на алтарях возносились богатые жертвы. Но, тем не менее, усилия тех, кто стремился к созданию императорского культа, не привели к ожидаемым результатам, он так и не стал выражением религиозных чувств основных слоев населения.
Философские искания
С другой стороны, экономическое оживление, развитие хозяйства, рост городов, культурное развитие вызывали кризис традиционных религиозных взглядов и их критику в образованных кругах римского общества. В этих кругах, которые включали в себя представителей не только высших слоев, но и достаточно многочисленных прослоек муниципальных собственников, получили распространение различные философские концепции, подвергавшие критике традиционные религиозные представления, как, например, учение Эпикура и Лукреция.
В I в. особой популярностью пользовалась философия римских стоиков, наиболее значительными представителями которых являлись Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Но все эти учения, концепции, философские школы не являлись собственно религией, а представляли собой сложные умозрительные учения, имевшие ограниченное распространение только среди интеллигентных или аристократических кругов, а потому мало затрагивавшие широкие слои населения.
Религиозные процессы в римских провинциях
Более сложными и противоречивыми были процессы, происходившие среди многочисленных народов, населявших провинции. Народы и восточных, и западных провинций исповедовали свои традиционные культы, поклонялись своим традиционным богам. Но и здесь все более заметными становятся новые тенденции, новые общественные настроения, вызванные религиозными исканиями, приводящими к новым религиозным идеям.
Несмотря на то, что традиционные верования еще сохраняли свою крепость, важным фактором религиозной жизни I— II вв. становится взаимное влияние разнообразных религиозных концепций и идей, распространение различных национальных религий и культов в другие провинции и области империи. Причем процесс этот был двусторонним:
- Так, следуя перемещению римских легионов, в западные провинции с Востока стал распространяться культ Митры - иранского бога Солнца, который был весьма почитаем среди легионеров из восточных провинций.
- И напротив, с римскими колонистами, закреплявшимися в восточных провинциях, туда приходили традиционные римские и италийские верования.
Распространению культа Яхве далеко за пределы Палестины способствовало расселение иудеев по многим провинциям: в Малой Азии, Египте, на Апеннинском полуострове. Под влиянием иудейской религии во многих провинциях получила распространение идея о скором пришествии мессии, который изменит мир, сделает его более справедливым, чистым и добрым.