Первые шаги самостоятельного развития
Коммунистические режимы в восточноевропейских странах были ликвидированы сравнительно легко. Это привело к надеждам на быстрый переход на качественно новую ступень развития и решение всех проблем последних десятилетий. Большинство населения и политиков были уверены, что необходимо просто перейти на уже проторённый западноевропейскими странами путь. Мало кто вспоминал в это время о специфике Восточной Европы и о готовности стран развиваться по этому пути. Непонимание ситуации лишь обострило проблемы постсоциалистического развития восточноевропейских стран.
Первые экономические реформы характеризовались идеологизированностью и схематичностью. Тотальная «капитализация» воспринималась как быстрый и безболезненный процесс.
Капитализация выражалась в:
- в ломке командно-административной экономики;
- в проведении широкомасштабной приватизации;
- во вводе конвертируемости национальной валюты;
- в либерализации рыночных отношений.
Демонтаж системы государственного регулирования вошёл в историю под названием «шоковая терапия».
Проблемы восточноевропейских стран после отказа от социализма
«Шоковая терапия» не дала ожидаемый от неё результат, массового возникновения собственников не произошло. Ликвидация государственной собственности не привела к созданию инновационной экономики. В странах начался экономический кризис и спад производства. С 1993 года начались позитивные изменения в Польше, Венгрии и Чехословакии. Во всех других странах кризис перерос в стагнацию производства и громадную инфляцию. «Шоковая терапия» привела к обострению национального вопроса в Чехословакии и её распаду на суверенные Чехию и Словакию (1992 год).
Вторая проблема – падение жизненного уровня граждан и поляризация общества. Социальные гарантии, ранее предоставляемые государством, представляли ценность, и отказаться от них было сложным и неприятным делом. Отсутствие предпринимательской культуры привело к расцвету коррупции, которая охватила все уровни власти.
Важное место занимала проблема авторитаризма. Конфликт между диссидентами и партийным аппаратом завершился победой прагматичных управленцев. Старые управленческие кадры привнесли в политическую жизнь стереотипы прежнего правления, проявляющиеся в лоббизме и скрытом авторитаризме.
Скрытый авторитаризм проявлялся в персонификации политической жизни страны, возрастании значимости личности политического лидера. Например, в Болгарии увеличилось количество сторонников восстановления монархии. В Албании в 1997 году «обманутые вкладчики» осуществили государственный переворот, в результате которого власть перешла от одного политического клана к другому.
В середине 1990-ых годов левые партии перешли в активное наступление и смогли возглавить правительства. В 1994 году в Венгрии социалист Дьюла Хорн стал премьер-министром. В 1995 году в Польше социал-демократ Александр Квасьневский был избран президентом. Левые силы укрепили свои позиции в Болгарии, Литве и Словакии.
Обострение национального вопроса
Болезненным оставался вопрос о межнациональных отношениях в постсоциалистической Восточной Европе. Часто национальный вопрос стал камнем преткновения при решении политических проблем.
Особое место занимал распад Югославской федерации. Распад этого государственного образования был обусловлен долговременными этническими конфликтами и кризисом модели «самоуправляющегося социализма». Определяющим стало противостояние Сербии и Хорватии.
Сербия традиционно придерживалась пророссийской ориентации, тогда как Хорватия стояла на позиции прогерманской направленности. Сюда добавлялись противоречия между православной Сербией и католической Хорватией.