Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Средневековая ментальность. Народная культура в Западной Европе

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История / Средневековая культура Западной Европы. Начало формирования / Средневековая ментальность. Народная культура в Западной Европе
Средневековая ментальность. Народная культура в Западной Европе

Значимость народной культуры

Творчество народа есть базовый фундамент культуры каждого периода истории. В первую очередь, это определяется тем, что народ создаёт язык, без которого развитие культуры нельзя представить. Истоками культуры являются стереотипы поведения, народная психология, образность восприятия.

Практически все письменные источники являются образцами высокой или официальной культуры. Так как в средние века народная культура оставалась устной, то, соответственно, сохранившиеся её крохи приходится вычленять из официальной культуры. При этом необходимо помнить, что они подаются под особым углом зрения. «Низовая» культура хорошо просматривается в высокой культуре, особенно в литературе и искусстве. Низовой пласт культуры проявляется в карнавально-смеховом направлении, а также представляет определённую картину мира и мироустройства.

Ментальность средневекового человека

Замечание 1

Каждая историческая эпоха демонстрирует определённые представления о времени и пространстве, о природе и отношении между людьми. Они являются типичными, хотя изменяются на протяжении эпохи. Кроме этого, каждый социальный слой обладает отличительные черты мировосприятия. В основе мировоззрения средневеково человека лежало христианство, но оно не поглощало всю его жизнь.

Для средневековой ментальности характерен дуализм. Земное существование воспринималось с двух позиций:

  1. каждая вещь есть отражение небесного мира, высшего бытия, поэтому воплощает в себе гармонию и красоту;
  2. каждая вещь есть проявление материального мира, что худший вариант существования.

Взаимоотношение небесного и земного миров составляло основную проблему средневекового сознания всех уровней. Основные характеристики средневекового миросозерцания и культуры (символизм, универсализм и аллегоризм) восходят к этому дуализму.

Средневековый человек стремится не к анализу, а к синтезу. Идеал сознания – достижение целостности, но не многообразия. Например, земной мир представляется состоящим из своего близлежащего пространства и чужого, который является враждебным и далёким. Но обе части составляют единое и неделимое целое, одна часть не может существовать без другой.

Крестьянин обычно рассматривал землю как естественное продолжение себя. В средневековых документах о земле пишут через человека: площадь измеряется количеством шагов, плодородие оценивается временем, потраченным на её обработку. Мир человеком присваивался в тяжкой борьбе с природой.

Отличие взглядов средневековья от современности

Для средневекового мышления характерно преобладание воображения над наблюдением. Человек фантазирует, считая истинным высший мир, а конкретикой земного мира можно пренебречь. Весь мир, созданный Богом, мыслился как целостный и завершённый. В него входит малый космос – внутренний мир конкретного человека. Макрокосм представляется замкнутым кругом бытия, направляемого мудростью Бога. Внутри него находится микрокосмос – одушевлённое воплощение в человеке.

Совсем по иному люди воспринимали время. Вся жизнь человека двигалась по замкнутому кругу: весна-лето-осень-зима; утро-день-вечер-ночь. Христианство придало времени линейное направление. Жизнь человека шла от сотворения мира к страшному суду через первое пришествие Христа. Человечество переживало такие стадии развития, что и отдельный человек: рождение-младенчество-детство-отрочество-юность-зрелость-старость-смерть.

Замечание 2

В средние века не существовало трепетного отношения к детству. Зато особое значение придавалось юности, как времени цветения и разгула. Вообще для вступления во взрослую жизнь, молодой человек должен был выплеснуть свою энергию, чтобы затем войти в русло и не нарушать традиции.