Социально-экономические отношения в Иране во второй половине XVII - начале XVIII в. – это время смены хозяйственного и экономического подъема упадком.
Это было связано с деятельностью правителей, который уже не старались проводить нужную для укрепления государства политику в духе преобразований шаха Аббаса Великого. Свою роль сыграли и внешние угрозы от турецких и афганских вторжений, опустошавшие казну и пограничные районы страны.
Экономическое развитие государства Сефевидов
Земледелие
Райяты, зависимые от феодалов крестьяне, являлись основной массой населения Иранской державы. Во время правления шаха Аббаса I налоги для крестьян-райятов, живших в центральных районах Ирана были сокращены. Но при его наследниках налоговое бремя на податное население вновь начало расти. Это было связано с расширением товарно-денежных отношений и стремлением иранских феодалов иметь более высокие личные доходы. Кроме того, активная внешняя политика прекратилась, новых завоеваний не было, добычи тоже, более того приходилось отдавать завоеванное своим противникам туркам.
В результате иранским феодалам ничего не оставалась, как увеличить сумму налога на тех, кто мог хоть как-то способствовать их обогащению.
Харадж- являлся основной формой поземельной подати для иранских крестьян. Налог брался натурой и составлял 15—20% от урожая. Крестьянам приходилось брать землю в аренду на невыгодных для себя кабальных условиях у различных категорий феодалов.
Собранный в конце года урожай делился согласно пятичленной средневековой формуле: на землю, воду, семена, рабочий скот и рабочую силу.В результате доля господина за аренду его земли могла доходить до 2/3 и даже до 7/8 от собранного урожая.
Также крестьяне должны были выполнять и иные повинности. Так, крестьяне должны были работать, за иранское спасибо, то есть совершенно бесплатно, при прокладке дорог, строительстве оросительных, ирригационных сооружений, крепостей и так далее. Кроме того, крестьяне несли постойную и почтовую повинность.
Когда наступали праздники, крестьяне должны были преподнести землевладельцам и представителям власти на местах подарки в установленном размере в виде натуры или денег.
Иноверцы же, мужского пола в возрасте от 20 до 50 лет должны были выплачивать также подушный налог - джизия.
Основными культурами земледелия были пшеница, ячмень, и рис, который выращивали в районах, прилежащих к Каспийскому морю.
Выращивались также и технические сельскохозяйственные культуры, такие как табак, хлопок, опийный мак и другие. В районах высокогорья занимались и шелководством.
Для основной территории Ирана, неотъемлемой частью ведения земледелия было искусственное орошение земли. Земельные участки приходилось поливать при помощи различных надземных и подземных каналов, а также колодцев.
Скотоводство
Кочевники-иляты, жившие в Иране, были более свободны чем простые крестьяне-райяты. К кочевникам принадлежали различные племена курдов, белуджей, туркмен, кашкаев и других народов. Кочевники сохраняли собственные патриархальные обычаи, что в какой-то степени ограничивало над ними власть правителей Ирана. Кочевники выплачивали незначительную дань, а если несли воинскую службу были полностью освобождены от налогов.
Простые кочевники-иляты отдавали часть собственного скота и продуктов животноводства, занимались выпасом ханского скота, а также выполняли и другие повинности. Подобные повинности способствовали обогащению кочевой племенной знати и укреплению их власти и положения.
Кочевники занимались скотоводством, разводили также коз и овец, создавали различные ткани и ковры, могли заниматься и другими кустарными промыслами.
Ремёсла
Ремесленная деятельность наряду с земледелием и скотоводством являлась третьей ведущей отраслью экономики Ирана.
Больших успехов в ковроделии и выделке различных тканей достигли иранские мастера. На внешних рынках особо ценились и считались лучшими керманские персидские ковры и золотая и серебряная парча. Также широкое распространение в Иране получило изготовление фарфора и фарфоровой посуды, ещё не известной в Европе.
Ремесленниками Ирана изготавливалась и другая посуда, а также разнообразные изделия из кожи, керамики, золота и серебра и т.д. Ценилось оружие, искусно изготовленное мастерами далекой восточной страны.
Городские власти осуществляли сбор налогов с мастерских согласно директивам, полученным из канцелярий самого шаха. Распределением налогов уже на уровне цеховых организаций ремесленников занимались старшины и советы мастеров.
Достаточно большое число ремесленников занималось своей деятельностью в специальных в «работных домах» («Кархане»), которые принадлежали государственной казне и отдельным феодалам. Но их продукция не шла на рынок. Мастера в них работали с раннего утра и до позднего вечера. Отдыхать приходилось лишь в религиозные праздники.
Кроме того, все ремесленники без исключения отбывали различные повинности. Согласно распоряжениям властей ремесленники занимались строительством дорог, плотин, дамб, мостов, крепостей и т. п.
В Иране, как ив других странах Востока сохранялся институт рабства. В основном рабов доставляли из Кавказа и из Индии. Рабов в основном использовали в качестве прислуги или перепродавали дальше за границу. Применение рабов в сельском хозяйстве и в ремесленном производстве не играло особой роли.
Начиная с правления с шаха Сулеймана (1666—1694), экономика Ирана, его сельское хозяйство, ремесло и торговля начинают приходить в упадок. Это было связано с нарастанием эксплуатации крестьян и ремесленников, намного опережавший рост производительных сил. Иными словами, потребности правящего класса феодалов и всего государства возрастали, в то время как возможности крестьян и ремесленников были ограничены существующими экономическими и политическими порядками.
Власти и правители не обращали должного внимания на сокращение посевных площадей и численности податного населения, бежавшего зачастую от тяжелых непомерных налогов.
В результате Иран подходил к очередному политическому и социально-экономическому кризису.
Особенности государственного строя Ирана
Политическая система Ирана состояла из следующих частей.
Шах Ирана опирался в основном на персидскую гражданскую бюрократию, мусульманское духовенство и купечество.
При шахе состоял высочайший совет – меджлис, обладавший совещательным правом. В его состав входило семеро человек. Высшим постом обладал «этемад ад-доуле» (в переводе «доверие державы»).
В случае обсуждения вопросов, связанных с военными действиями и армией, приглашался на совещание и «сапахсалар-е кулли Иран» («главнокомандующий всей армией Ирана»).
В конце XVII в. в состав меджлиса вошли ещё три сановника «меджлисе ала» были введены еще три сановника. Глава меджлиса имел право осуществлять контроль за работой всех государственных ведомств Ирана. Именно у него была на хранении большая государственная печать самого шаха. Но и он мог, как и прочие сановники, мог быть отправлен в отставку в любой момент и предан казни за мнимые или реальные прегрешения.
Правитель, шах или шахиншах, то есть «царь царей» обладал формально неограниченной властью. Однако, при вынесении вердикта по наиболее важным вопросам шахом и меджлисом учитывались нормы шариата и мнение духовенства.