Влияние греческой религии на римскую
Римские завоеватели ориентировались в своих достижениях на греческую культуру. Религия не стала исключением. Так, римским богам стали искать аналогов в греческом пантеоне. Греческие олимпийские боги способствовали выделению аналогичных богов среди многочисленных римских богов. Таким образом, римский Юпитер уподоблялся греческому Зевсу, Марс – Аверсу, Венера – Афродите, Юнона – Гере, Минерва – Афине так далее.
Абстрактные римские божества становились ответственными за конкретные сферы жизни. Юпитер – главный римский бог, отец всех богов стал отвечать за гром и молнию, стал божеством неба. Марс – бог войны, как Арес в Греции. Венера подобно Афродите – покровительница женской красоты, любви и плодородия. Нептун, как и Посейдон – бог моря, мог вызвать землетрясение. Богиней мудрости, справедливого ведения войны, покровительница ремесленников стала аналогично Афине Минерва.
Олимпийские боги являлись, по мнению римлян, защитниками общины-полиса, поэтому им поклонялись все граждане. Римляне вообще были сторонниками расширения списка римских богов за счёт введения иноземных божеств. Они считали, что новые боги в союзе с исконно римскими утверждали мировое могущество римлян.
Самым уважаемым и почитаемым богом римского пантеона оставался Янус. Обычно его изображения имели два лица. Он был божеством двери, символом входа и выхода, отождествление любого конца началом чего-то нового.
Поклонение богам
Люди обращались к богам с молитвами-просьбами и приносили им многочисленные жертвы-подарки. Это делалось с единственной целью: получить от богов желаемое. Для результативного общения с богами требовалось скрупулёзно соблюдать установленные ритуалы. Особая категория сведущих людей, их называли жрецами, контролировали порядок в храмах, проводили требуемые обряды. В их полномочия входила подготовка жертвенных животных, надзор за ритуальными действиями, наблюдение за точным исполнением молитв. К жрецам каждый человек мог обратиться за помощью, если затруднялся, к какому богу следует направить свою просьбу.
Особенности римского мировоззрения являлся прагматизм. К богам обращались с позиции трезвой практичности, действую по принципу «ты – мне, я – тебе». Человек приносил жертвы богу, надеясь получить то, ради чего сама жертва приносилась. Обряды проводились чисто формально, обращалось значительное внимание внешним проявлениям религии. Жрецы до мелочей контролировали порядок проведения обрядов, оставляя без должного внимания духовную близость души человека с божеством. Чувства верующего оставались нетронуты.
Такая черта римской религии приводила к проникновению иноземных верований, особенно из стран Востока, характеризующихся мистичностью, таинственностью и оргиастическими чертами.
Религиозные представления плебеев
Религиозные верования плебеев отличались от взглядов правящей элиты. Среди простых людей особо почитаема святая троица: Церера, Либера-Прозерпина и Либер. Церера – это покровительница всех растений, богиня полей и обильного урожая. Либера-Прозерпина – это хранительница царства мёртвых, богиня плодородия. Либер – это божество виноделия, виноградарства и всеобщего веселья.
Постепенно получили распространение представления о продолжении жизни после смерти, так называемой загробной жизни. Неустроенность земной жизни, принимаемые мучения в реальной жизни вызывали стремление получить компенсацию после смерти. Культ богини Фортуны, слепой повелительницы судьбы, дарующей счастья не по справедливости вызывает появление новых надежд. Униженные и обездоленные слои населения стали ожидать миссию, бога-спасителя всего человечества. Новый бог придёт, чтобы воздать каждому по заслугам. Гонители будут наказаны, а страждущих он наградит блаженством.