Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Хозяйство и общество Древней Японии в доисторический и древний период

Определение 1

Хозяйство и общество Древней Японии в доисторический и древний период – это развитие хозяйственных и общественных отношений людей, населявших Японские острова, с периода палеолита 40 тыс. лет назад до периода Кофун, длившегося с IV в. н. э. до VI н.э.

Периодизация

  1. Палеолит или древний каменный век. 40 -13 тыс. лет назад.
  2. Период Дзёмон. 13 тыс. лет назад - III в. до н.э.
  3. Период Яёй или бронзово-железный век. III в. до н.э. - III в. н.э.
  4. Период Кофун (курганный). IV- VI в. н.э. Второй этап этого периода называется Ямато, когда началось развитие одноименного государства.

Хозяйственные и общественные отношения в палеолите и неолите

Японский палеолит может носить разные названия. Здесь мы отметим такие термины как «период пред-дзёмон» и «докерамический период, а также «кюсэкки дзидай» и "период Ивадзюку".

Статья: Хозяйство и общество Древней Японии в доисторический и древний период
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Именно в начале японского палеолита, около 40 тыс. л. н. в Японию прибывают первые поселенцы. Климат тогда был иным, и чтобы попасть в Японию не нужно было плыть на плоту или лодке, достаточно было пройти пешком по перешейку и оказаться на будущей земле Японского государства.

Здесь путешественникам из материковой Азии предстояло заняться привычным делом – охотой, собирательством и рыболовством, а также постараться самим не стать пищей местных хищников.

Впервые следы деятельности человека из времен давних японского палеолита были найдены в 1949 г. в префектуре Ивадзюку.

Но особенности японской почвы, их кислый характер не позволяет сохранять останки людей и животных, что лишает исследователей большого объёма материала. Поэтому, о хозяйственном и общественном укладе людей того времени можно лишь с уверенностью сказать, что они были охотниками и собирателями.

Период Дзёмон в археологии соответствует неолиту, или новому каменному веку. Название было дано в честь отличительной черты этого периода – веревочного орнамента на керамике. Сам термин «веревочная керамика» появился в далеком уже 1879 г. когда его употребил впервые исследователь Э. Морс. Собственно, само слово «дзёмон» является прямым переводом термина «веревочный орнамент».

«Хозяйство и общество Древней Японии в доисторический и древний период» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Термин стал общепризнанным в 1937 г., когда японский археолог Яманоути Сугао смог выделить пять характерных для этого периода хронологически последовательных типов керамики.

Считается, что на Японские острова пришельцы смогли попасть во времена позднего неолита. Но их происхождение до сих пор вызывает вопросы среди специалистов. С конца ХХ в. наибольшее распространение получили гипотезы о происхождении их из северной Азии (Корея) и южной Азии (южный Китай).

Прямыми их потомками считаются дожившие до нашего времени остатки народа айнов, а также жители острова Рюкю, и населения северо-востока государства Ямато.

Хозяйство.

Основой хозяйственного уклада были охота, рыболовство и собирательство. Высказываются также мнения, что у носителей культуры Дзёмон было на примитивном уровне развито подсечно-огневое земледелие, и они могли приручить и одомашнить диких кабанов.

В ходе охоты в основном использовали луки, реже копья, а также применяли собак и волчьи ямы. Больше всего жители островов охотились на кабанов, фазанов, оленей и диких уток.

При рыболовстве использовали большие и малые гарпуны, удочки, сетки. При этом сетки были коллективными орудиями, а удочки индивидуальными.

Большую роль играло и собирательство. Жители островов собирали и ели каштаны, орехи, желуди, а также клубни, таро и ямс. Судя по найденным находкам носители культуры Дзёмон занимались и пока примитивным сельским хозяйством, о чём свидетельствуют остатки сельскохозяйственных культур — тыкв-горлянок и золотистой фасоли. Чтобы изготовить одежду они использовали такие растения как китайская крапива и уртика.

В этот период начинают формироваться и религиозные представления. Археологи находят большое количество серёг, браслетов, выполненных из камня, глины и раковин и которые использовали как обереги.

Примером сакрального предмета являются статуэтки из глины, под названием догу. Они изображали как людей, так и животных. Есть мнение, что с их помощью лечили болезни и ранения. Чтобы вылечить больного было достаточно разбить ту часть глиняной фигурки, которая соответствовала больной части тела человека. А выздоровеет он или нет, это зависело от крепости организма самого человека, или же воли злых и добрых духов.

Общества охотников-собирателей, живущих на лоне природы без каких-либо признаков цивилизации, не становятся от этого долгожителями и очень здоровыми людьми. Наоборот, такие сообщества характеризуются большой детской смертностью, а средний срок жизни человека эпохи Дзёмон равнялся 20 годам.

Замечание 1

В эпоху Дзёмон присваивающее хозяйство привело к экологическому кризису, поскольку всю крупную дичь охотники выбили, а выросшему численно населению нужно что-то есть. В результате численность населения стала сокращаться, а чтобы выжить люди стали развивать производящее хозяйство, то есть земледелие и скотоводство.

Изменения в социальной и хозяйственной жизни в период Яёй

Период Яёй представляет собою бронзово-железный век на территории Японии, который продолжался с III века до н. э до III века н. э.

Судя по всему, жители культуры Яёй были переселенцами из земель современных Кореи и Китая.

Именно в период Яёй началась неолитическая революция и переход от присваивающего хозяйства к производящему, то есть началу интенсивного развития земледелия и скотоводства.

Происходит развитие рисоводства, ставшего основой сельского хозяйства, выделяется заливное рисоводство. При этом развитие заливного рисоводства требует создания ирригационных и дренажных систем, что приводит к кооперации не только на уровне деревни, но и на уровне соседних районов.

В результате неолитической революции и развития рисоводства шел рост численности населения средняя продолжительность жизни стала увеличиваться. Стало активно использоваться железо, из которого делали орудия труда, а изделия из бронзы использовали уже в религиозных сакральных целях.

Изменения в общественной жизни в период Кофун

Сам период древней Японской истории Кофун получил своё название в честь погребальных масштабных сооружений – курганов, которые были характерны для этой эпохи. Такие курганы активно строили в период с с III в. н. э. по VII в. н.э. Разумеется, в них хоронили не простых сельских трудяг, которые строили погребальные сооружения, а их высших руководителей и повелителей – правителей и родовую аристократию.

Что касается типологизации по археологическим признакам, то период Кофун соответствует железному веку.

Создание курганов говорит о наличии уже сформировавшегося управленческого аппарата, который и руководил работами своих соплеменников. Соответственно, было уже имущественное и социальное расслоение, когда одни родовиты и состоятельны, и потому могут приказывать и управлять, а другие им подчинены и работают на них.

Таким образом в период Кофун происходит становление раннего японского государства Ямато.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot