Этнический состав латиноамериканского общества
К середине XIX века в латиноамериканских странах изменилась демографическая ситуация. Если к середине 20-х годов общая численность населения всех добившихся независимости государств в регионе составляла около 17 миллионов человек, то к концу века она возросла до 63 миллионов. Это произошло благодаря быстрому росту естественного прироста и массовой миграции из Европы.
В Латинской Америке жили и живут поныне представители трёх рас человечества:
- европеоидная раса, к ней относятся переселенцы из стран Европы и их потомки;
- монголоидная раса, к ней относится коренное индейское население;
- негроидная раса, к ней относятся потомки привезённых из Африки негров-рабов.
Эти три расы представлены в чистом виде. Но гораздо больше представителей от смешанных браков, так называемых метисов, самбо и мулатов. В странах сформировалась этническая неоднородность общества.
Креолы и метисы в латиноамериканских государствах говорят на испанском или португальском языках. Выбор языка соответствовал языку бывшей метрополии, например, в бывшей португальской колонии Бразилии распространён португальский язык. Культура этих социальных групп представляет собой сочетание культуры метрополии и мировых достижений культуры.
Коренные индейские народности, численность которых достаточно велика, сохранили свой язык, культуру и традиции. К таким народам можно относятся сапотеки отоми и тараски в Мексике, мапуче в Чили, Гуарани в Парагвае, киче и майя в Гватемале и Мексике. Бывшие английские колонии (Ямайка, Барбадоса и Гайана), так же как и бывшие французские ( Гаити и Гваделупа) и голландские (Суринам) колонии говорят на языке метрополии, но при этом сохраняют культуру и традиции коренных индейских народностей или привезённых африканских племён.
В самом плохом положении находились коренные жители индейцев. Они в массе своей были безграмотны, поэтому не получили избирательного права. Проживали индейцы в специально созданных резервациях, где были практически изолированы от достижений культуры. Уровень их жизни был очень низким.
Религиозный состав латиноамериканского общества
В религиозном смысле латиноамериканское общество представляет собой более монолитное явление. Преобладающей религией остаётся религия метрополии – католицизм. Во время господства метрополий все другие вероисповедания запрещались и преследовались инквизицией.
После достижения независимости большинство государств конституционно закрепило свободу совести. В некоторых странах (Бразилии, Панаме, Сальвадоре, Чили, Уругвае, Мексике, Гватемале, Эквадоре, Гондурасе и Никарагуа) власти отделили церковь от государства.
Англичане привнесли в свои колонии протестантизм, поэтому часть населения исповедует эту религию. Кроме бывших английских колоний протестантизм распространился в Бразилии и Чили. Часть жителей Гайаны, Тобаго и Тринидада исповедуют индуизм. Мигранты из Азии остались последователями ислама, буддизма, конфуцианства и иудаизма. Славяне, переселившиеся в Латинскую Америку, остались православными.
Коренное население при колонизации земель насильно подвергалось христианизации. Индейцы, официально принявшие католицизм, тем не менее, сохранили собственные старинные верования и обряды своих предков. Распространены культ племенных богов, тотемизм и астральные культы, почитание божества плодородия, магические обряды.
Потомки переселенцев из Африки превратились в последователей афро-христианских (синкретических) культов. Они характеризуются сочетанием элементов католицизма с основами различных африканских верований. Среди сохранившихся культов можно назвать водуизм на Гаити, сантерия на Кубе, кандомбле и шанго в Бразилии.