Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Аттика. Афины в VIII-VII вв. до н.э.

Формирование полисного строя в Аттике

Аттика – один из процветающих греческих регионов по величине сопоставимый с Беотией. Но, если на территории Беотии возникли десятки полисов, то Аттика, на протяжении столетий продолжала оставаться областью Афинского государства. Она расположена на Юго-Востоке центральной Греции и условно была разделена на три округа: равнина – территория вокруг Афин и Элевсина; побережье – выдающийся в море полуостров, заканчивающийся мысом Сунион; нагорье – северные области, занятые горами Парнес и Пентелик. Государственные институты молодого полиса складывались намного медленнее, чем на Пелопоннесе, но, постепенно, Афины превратились в одну из наиболее могущественных держав Древней Греции, а ее столица стала крупным культурным и политическим центром.

Замечание 1

Рождение полисного строя в Афинах отличалось от других территорий тем, что он возник вследствие постепенной трансформации родовых отношений, а не в результате завоевания и конфискации имущества у коренного населения. Военное вмешательство здесь было минимальным. Этот факт стал причиной становления в Афинах самой развитой социально-политической формы греческого полиса.

Проследить развитие афинской демократии от зарождения стало возможным, благодаря многочисленным косвенным письменным свидетельствам. В то время как история остальных греческих государственных образований не была столь широко освещена.

По свидетельству археологических источников, Аттика была населена с древнейших времен. Самое раннее, найденное здесь погребение датируется $III$ тысячелетием до н.э. Уже в Микенскую эпоху, на ее территории располагалось два царства, которые прекратили свое существование во $II$ тысячелетии до н. э. в результате переселения северных племен. Дорийское нашествие практически не затронуло регион, и здесь по-прежнему продолжали проживать ионийцы и пеласги. Но в это время, приходят в движение вытесненные с Пелопоннеса ахейцы. Именно они формируют в начале $I$ тысячелетия до н.э. племенную группу афинян, говорящую на ионийском диалекте греческого языка. В гомеровский период на территории Афин складывается несколько общин управляющихся басилеями. Эллины верили, что в это время Аттикой управляли легендарные цари, так, например Ион разделил все общество на три филы, а те соответственно подразделялись, на три фратии, которые в свою очередь состояли из $30$ родов, а роды, из $30$ семей.

«Аттика. Афины в VIII-VII вв. до н.э.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Определение 1

Фила – родоплеменное объединение в Элладе на первых этапах греческой истории. В Аттике, после реформ Клисфена так стали называть $10$ территориальных единиц.

Определение 2

Фратия – родовой союз, племя в Древней Греции.

Афины находились в $5$ километрах от моря, а ее мощные укрепления на скалистом акрополе служили гарантом безопасности жителей от нападения пиратов и соседних полисов. Аттика обладала плодородными землями, позволяющими получать высокие урожаи, в то же время, в этом регионе были обнаружены залежи высококачественной глины, что позволило наладить керамическое производство.

Социальная и политическая структура

Разложение родового строя и появление первых признаков зарождения государственности происходит наравне со всей Грецией, в $IX—VIII$ вв. до н. э. Частью добровольно, частью принудительно, начинается объединение общин Аттики вокруг единого центра. Если верить мифологии, его завершил герой Тесей, уничтожив родовые советы старейшин двенадцати разобщенных племенных объединений. С этого времени, делами всей территории стал распоряжаться совет афинских басилеев.

Определение 3

Басилей – глава племени или общины, обладавший всеми видами власти.

Общим, для всего региона, становится культ богини Афины, в честь которой были организованы Панафинеи (праздник, торжественно справлявшийся всем населением). В столицу государства были переселены знатные роды из других поселков, тем самым увеличивая массу городского населения. Сюда же, перенесли храмы главных аттических богов – Посейдона и Деметры. С увеличением населения продолжается процесс социального расслоения общества, который привел к образованию трех основных классов:

  • Эвпатриды – афинская родовая знать, состоящая из крупнейших землевладельцев в Аттике
  • Геоморы – сельскохозяйственное население Аттики, состоящее из простых крестьян
  • Демиурги – ремесленное население полиса, состоящее в основном из переселенцев, не имеющих прав на владение землей.

Меняется и политическая структура государства. Так, на смену басилеям приходят архонты, а совет старейшин трансформируется в Ареопаг, что нанесло серьезный удар традициям родового строя.

Определение 4

Архонт – высшее должностное лицо. В Афинах существовала коллегия из 9 архонтов. Первоначально назначался пожизненно, затем, избирался ежегодно из числа наиболее уважаемых граждан на основе высокого имущественного ценза (пентакосиомедимны). После окончания срока полномочий становился членом Ареопага.

Определение 5

Ареопаг – первоначально, совет родовых старейшин в Афинах. Заседал на Акрополе – холме, посвященном богу войны Аресу. По мере развития демократии постепенно терял военное и политическое значение.

В VIII—VII вв. до н. э. произошел захват власти эвпатридами (крупнейшие землевладельцы Аттики), которые присвоили себе основную массу плодородных общинных земель. Лишенные наделов соплеменники попадали в зависимость от аристократов. Положение усугублялось тем, что по традиции знать занималась толкованием норм обычного права, и нередко использовала это преимущество в своих интересах.

Законы Драконта

К 640 году до н.э. постепенно нарастает недовольство общества произволом аристократии. Бедняки требуют наделить их землей и списать все долги, окрепшая торгово-ремесленная знать, имея крепкую экономическую почву под ногами пытается добиться политического преобладания и власти, а следовательно, лишить этой привилегии эвпатридов. Нараставшее недовольство ослабляло афинское государство, что проявилось в потере контроля над стратегически важным островом Саламин, прикрывавшим вход в бухту порта Пирей. Это подорвало власть аристократического рода Алкмеонидов. Которые были впоследствии изгнаны из города. Еще один удар по аристократическому произволу был нанесен архонтом Драконтом в 621 году до н.э., который произвел кодификацию законодательства. «Законы Драконта» славились особой жестокостью, хотя большинство ученых приходит к выводу, что он лишь записал нормы обычного права, добавив несколько пунктов. Нам известны лишь некоторые из них:

  • Отменялось право кровной мести, вместо него устанавливалось наказание за убийство. Причем Драконт впервые разделил деяние на две категории: умышленного и непредумышленного убийства.
  • Закреплялось право частной собственности, причем за нарушение закона вменялась смертная казнь. Столь строгая мера распространялась на любое посягательство, даже на кражу овощей с поля.
  • Обращение в рабство в случае не оплаты долга.

Кодификация законов пресекла произвол в их толковании, но положение рядовых граждан по-прежнему оставалось тяжелым, так как земля и основные рычаги управления все еще были сосредоточены в руках эвпатридов. Этот факт вызывал волны недовольства среди демоса, тяготившиеся высокими поборами, кабальными долговыми обязательствами, и фактическим рабским положением. В $VII$ в. до н. э. социальные противоречия достигли такой остроты, что готовы были вылиться в кровавые столкновения. В этих условиях эвпатриды идут на уступки, избирая архонтом Солона, на которого возлагают тяжелую задачу по нормализации общественной обстановки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot