Внешний аудит отчета об исполнении федерального бюджета – это система контрольных мероприятий, направленных на проверку исполнения закона о федеральном бюджете за соответствующий финансовый год, включающих внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета и отчетности главных администраторов средств бюджета, а также подготовку по результатам проверок заключений Счетной палаты по главным администраторам бюджетных средств для представления их на рассмотрение палат федерального парламента, а также заключения на отчет об исполнении бюджета для представления его в палаты парламента и федеральное правительство.
Задачи внешнего аудита отчета об исполнении федерального бюджета
Счетная палата как контрольный орган при реализации внешнего аудита отчета об исполнении федерального бюджета решает следующие задачи:
- проверяет соблюдение норм бюджетного законодательства и подзаконных актов Министерством финансов, Министерством экономического развития, Федеральном казначейством и другими главными администраторами ресурсов бюджета Федерации при исполнении закона о бюджете за соответствующий финансовый год;
- анализирует показатели реализации бюджета за отчетный год по главным администраторам и показатели, которые отражены в бюджетных проектировках на соответствующий период в отношении доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита;
- устанавливает на основании документов параметры кассового исполнения бюджета, достоверность бюджетной отчетности относительно исполнения бюджета главными администраторами по доходам, расходам и источникам финансирования бюджетного дефицита;
- сопоставляет фактические параметры исполнения бюджета с параметрами, которые утверждены законом о бюджете на соответствующий год и на плановый период;
- оценивает эффективность администрирования бюджетных доходов и источников финансирования бюджетного дефицита;
- устанавливает законность, целевое, эффективное, результативное использование бюджетных ресурсов;
- проверяет соблюдение процедуры ведения бюджетного учета, а также составления и представления бюджетной отчетности;
- производит системную оценку причин неисполнения бюджета и недостижения итогов использования бюджетных ресурсов, выявляет резервы бюджетных ресурсов;
- проверяет эффективность формирования, управления и распоряжения собственностью Федерации;
- проверяет и анализирует эффективность внутреннего аудита;
- реализует контрольные мероприятия в отношении осуществления полномочий и функций федеральными исполнительными органами в подведомственной сфере.
Предмет внешнего аудита отчета об исполнении федерального бюджета
На завершающем этапе бюджетного процесса предметом внешнего аудита отчета об исполнении федерального бюджета выступают процесс и итоги исполнения закона о бюджете за соответствующий финансовый год, в частности деятельность главных распорядителей бюджетных ресурсов в процессе использования бюджетных ресурсов, а также формирование, управление и распоряжение имуществом, составляющим собственность Федерации.
Предметом внешнего аудита являются сведения из следующих документов:
- годового отчета относительно исполнения бюджета;
- документов и материалов, которые предоставляются для рассмотрения одновременно с отчетом относительно исполнения бюджета;
- годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных ресурсов;
- прогнозов поступления доходов в бюджет, параметров источников финансирования бюджетного дефицита, расчетов при разработке проекта;
- обоснований ассигнований на соответствующий год и на плановый период, представленных главными распорядителями бюджетных ресурсов при разработке проекта закона о бюджете;
- сводной бюджетной росписи;
- сводной бухгалтерской отчетности органов, реализующих функцию учредителя государственных учреждений;
- отчетности федеральных учреждений, подведомственных главным администраторам бюджетных ресурсов, государственных предприятий, собственниками имущества которых выступают главные администраторы бюджетных ресурсов, организаций, которые получают ресурсы из бюджета;
- статистической и другой отчетности, предусмотренной правовыми актами;
- документов, в частности государственных контрактов, которые выступают обоснованием операций со средствами федерального бюджета;
- документов, которые подтверждают исполнение главными администраторами закона о бюджете, законодательных и других правовых актов и распорядительных документов, определяющих порядок исполнения бюджета.
Мероприятия завершающего этапа бюджетного процесса в рамках внешнего аудита отчета об исполнении федерального бюджета
В рамках мероприятий внешнего контроля отчета об исполнении федерального бюджета контролирующий орган реализует следующие полномочия:
- проверяет и анализирует исполнение закона о бюджете на соответствующий год и приложения к такому закону;
- проверяет и исследует исполнение доходов бюджета за соответствующий год;
- проверяет и анализирует исполнение бюджета по расходам за соответствующий год;
- проверяет и анализирует исполнение бюджета за отчетный год в части источников финансирования бюджетного дефицита;
- проверяет и исследует исполнение бюджета по осуществлению государственных программ Федерации и федеральных целевых программ;
- проверяет и анализирует использование организациями средств бюджета, в частности акционерными обществами, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями;
- проверяет и анализирует наличие остатков финансовых ресурсов, сформировавшихся за счет неиспользованных в соответствующем году субсидий и инвестиций из бюджета, предоставленных организациям, проверяет соблюдение процедуры перечисления остатков целевых средств на счета Федерального казначейства;
- проверяет и анализирует соблюдение требований в отношении казначейского сопровождения контрактов в рамках закупочной деятельности государства и др.