Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теоретические основы развития функций органов власти в интересах совершенствования бюджетного процесса

Определение 1

Совершенствование бюджетного процесса – это специальная деятельность органов публичного управления по выявлению и преодолению недостатков в организации бюджетного процесса на уровне федерации, региона, муниципального образования для наиболее эффективной аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов страны в бюджетной системе.

Необходимость совершенствования бюджетного процесса

На современном этапе развития не вызывает сомнения, что важнейшую роль в экономическом и социальном развитии страны играет эффективность организации и реализации государственного управления. При этом в качестве основного звена государственного механизма, позволяющего ему реализовывать функции экономического и социального регулирования является государственный бюджет.

Статья: Теоретические основы развития функций органов власти в интересах совершенствования бюджетного процесса
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

При этом финансовая и бюджетная сферы страны перманентно подвергаются реформированию для целей повышения эффективности функционирования бюджетной системы, расходования финансовых ресурсов государства, однако по-прежнему неразрешенными остаются отдельные проблемы в финансовой сфере.

Проблемные аспекты организации и реализации бюджетного процесса в стране отражаются на эффективности внутренней политики в сфере экономики, в социальной сфере, в культурной сфере и пр., не позволяют реализовать инновационное обновление экономики, обеспечить благоприятный инвестиционный климат, поддержку малого и среднего предпринимательства, а также оказать помощь наиболее нуждающимся слоям населения.

Для преодоления названных трудностей необходимо на основе теоретических разработок оптимизировать функции государственных и муниципальных органов в бюджетном процессе.

Теоретические основы развития функций органов государственной власти в интересах совершенствования бюджетного процесса

С 2004 г. в отечественной бюджетной системе происходит реформирование на основе специальной концепции, которая была ориентирована на организацию перехода бюджетного процесса на всех уровнях – от управления бюджетными расходами на управление результатами. Иными словами, в бюджетную систему страны был внедрен механизм распределения ресурсов бюджета между получателями исходя из экономической эффективности их функционирования. Такая система именуется бюджетированием, широко применяется в зарубежных странах.

«Теоретические основы развития функций органов власти в интересах совершенствования бюджетного процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Однако для полного перехода отечественной бюджетной системы на управление результатом необходимо развивать функции органов власти для совершенствования бюджетного процесса, в том числе законодательных органов.

Так, в теории обоснованно предлагается развитие функций федерального парламента для целей совершенствования бюджетного процесса по следующим направлениям:

  • разработка и реализация процедуры, обеспечивающей согласование с парламентом приоритетных направлений бюджетного процесса на конкретный период до представления в парламент проекта закона о бюджете;
  • учреждение специального комиссионного подразделения в парламенте для обеспечения постоянной глубокой работы над бюджетом. Это позволит привлечь к рассмотрению бюджета на постоянной основе представителей всех важнейших с точки зрения эффективной организации бюджетного процесса комитетов парламента;
  • обеспечение эффективного взаимодействия в процессе разработки и утверждения федерального бюджета между центром и региональными властями, в частности посредством введения требования обязательного учета позиции комитета Совета Федерации по бюджету при рассмотрении проекта бюджета нижней палатой парламента и др.

Теоретические основы развития функций органов муниципальной власти в интересах совершенствования бюджетного процесса

Одной из основных проблем современной бюджетной системы страны в теории и на практике называют несамостоятельность бюджетов муниципальных образований, их зависимость от поддержки государства.

Для преодоления названных трудностей и совершенствования бюджетного процесса на местном уровне целесообразно развивать функции органов местного самоуправления по следующим направлениям:

  • стимулирование органов местного самоуправления к самостоятельному решению вопросов социально-экономического развития, в частности, указанное направление обеспечивается посредством увязки объема финансовой поддержки, оказываемой муниципальному бюджету исходя из эффективности деятельности органов муниципального управления в предыдущем периоде;
  • повышение эффективности мероприятий по сбору налоговых отчислений. Названное направление предполагает реализацию органами местного самоуправления муниципальной политики по повышению объема поступлений от налогов в местные бюджеты. Названных результатов можно достичь также посредством привлечения органов муниципальной власти к администрированию налоговых отчислений. Отдельного внимания заслуживает повышение эффективности учета земельных ресурсов, что позволит повысить объем поступлений в региональный и местный бюджеты;
  • выявление новых ресурсов для формирования доходов местного бюджета. Названное направление требует от местных органов власти не поиска новых источников, которые исчерпывающе установлены бюджетным законодательством, но поиска более эффективных путей использования имущества, составляющего муниципальную собственность, и, соответственно, получения дополнительного дохода из неналоговых источников. Другими словами, местными органами власти должна вестись активная работа по исследованию путей оптимизации использования муниципального имущества, в том числе посредством его продажи, передачи в аренду и пр.;
  • обеспечение эффективности контроля расходов местного бюджета, управления его дефицитом. Это направление, прежде всего, требует от органов местной власти совершенствования финансового контроля над расходованием местной казны, в том числе посредством установления ответственности глав структурных подразделений местной администрации за несоблюдение показателей кассового плана и др.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot