Совершенствование порядка разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития РФ – это реализация мер, призванных обеспечить повышение эффективности прогнозной деятельности, осуществляемой в отношении научно-технологического развития российского государства, его регионов и муниципальных образований.
Методика разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития России
Разработка и корректировка прогнозов научно-технологического развития России осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 699.
Прогноз научно-технологического развития России – это документ стратегического характера, содержащий план и научно-обоснованные представления относительно направлений и результатов научно-технического развития государства и его субъектов в разрезе долгосрочного периода.
В состав прогноза развития российского государства в научно-технологическом плане входят следующие составляющие:
- оценка мировых тенденций развития в научно-технологическом плане;
- оценка достигнутых возможностей и уровней развития государства в научно-технологическом плане, включая сопоставление с выявленными мировыми тенденциями;
- прогноз и анализ внешних условий и тенденций развития государства в научно-технологическом плане;
- анализ факторов развития российского государства в научно-технологическом плане на долгосрочную перспективу в разрезе макроэкономических, институциональных и структурных составляющих;
- оценка наиболее значимых потребностей государства в достижениях научно-технологического характера для обеспечения стратегического развития страны;
- прогноз развития отраслей и секторов экономики в технологическом смысле;
- направление развития российского государства в научно-технологическом плане;
- прогноз обеспечения кадрами научно-технического развития российского государства в долгосрочной перспективе;
- прогноз показателей развития России в научно-технологическом плане;
- направления совершенствования научно-технологической политики развития российского государства, включая определение различных направлений этого совершенствования.
Содержание прогноза научно-технологического развития российского государства
Прогноз научно-технологического развития российского государства включает в себя ряд основных показателей, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, затраты внутреннего характера на осуществление научных исследований и разработок;
- во-вторых, ассигнования бюджетного и внебюджетного характера на проведение прикладных и фундаментальных научных исследований гражданского назначения;
- в-третьих, количество организаций, осуществляющих научные разработки и исследования;
- в-четвертых, количество работников, занятых научными разработками и исследованиями;
- в-пятых, удельный вес хозяйствующих субъектов, занятых реализацией технологических инноваций, включая хозяйствующих субъектов сферы промышленности;
- в-шестых, удельный вес хозяйствующих субъектов, реализующих технологические инновации, в том числе в сфере услуг;
- в-седьмых, затраты на осуществление технологических инноваций организаций промышленности и сферы услуг;
- в-восьмых, объем инновационной продукции промышленности и сферы услуг;
- в-девятых, удельный вес высокотехнологичной и наукоемкой продукции различных отраслей экономики в валовом внутреннем продукте.
Направления совершенствования прогнозирования научно-технологического развития российского государства
Совершенствование разработки и корректировки прогноза развития российского государства в научно-технологическом плане должно включать в себя меры, направленные на обеспечение роста эффективности информационной обеспеченности данного процесса. Данные мероприятия должны обеспечить корректировку прогноза научно-технологического развития России в соответствии с мировыми тенденциями и возможностями российского государства в этом смысле. Информационная обеспеченность прогнозирования научно-технологического развития призвана снизить затраты на развитии государства в этом плане, обеспечить использование средств на приоритетные направления развития, сократить затраты в тех направлениях, которые продемонстрировали отставание от общемировых тенденций и нерациональны в смысле дальнейших вложений.
Государственное научно-технологическое развитие должно прогнозироваться в соответствии с потребностями общества в развитии его в этом плане. Совершенствование прогнозирования в этом смысле требует изучения потребностей сферы промышленности и услуг в научно-технологических разработках и исследованиях.
Совершенствование корректировки прогноза научно-технологического развития российского государства должно осуществляться в направлении повышения оперативности этого процесса. Корректировка прогнозирования научно-технологического развития страны не должна подчиняться определенной периодичности, а должна отвечать конкретным потребностям этой корректировки. То есть она должна осуществляться в тот момент, когда изменились какие-либо условия реализации прогноза или начали действовать определенные факторы, влияющие на прогнозирование.
Прогнозирование научно-технологического развитие российского государства требует планомерного осуществления, выполнения расчетов на регулярной основе. Государству следует избегать резкого изменения политики научно-технологического развития, срывающего проведение научно-исследовательских разработок.
Важным аспектом прогнозирования является финансовая составляющая, которая требует равномерного предоставления средств хозяйствующим субъектам и учреждениям, осуществляющим необходимые научно-технологические разработки. Основу эффективности использования таких средств должны составлять максимально точные прогнозные показатели.