Понятие «перевал»
Перевал – понижение, дорога в гребне горного массива или горного хребта. Перевал – это наиболее удобное место для создания дороги для перехода от одной долины к другой. Глубоко опущенные и наиболее широкие перевалы имеют важную транспортную роль и называются горными проходами.
По происхождению различают следующие перевалы:
- эрозинные перевалы – возникают в результате сближения расположенных на противоположных склонах верховьев речных долин;
- ледниковые перевалы – соединением с последующим разрушением противолежащих цирков или каров;
- тектонические перевалы – погружения антиклинальной складки.
Дороги, проходящие через перевалы: вьючные и пешеходные тропы, железные и автомобильные дороги.
В России перевалы характеризуются по следующим критериям: порядковый номер по региону; название перевала (одно или несколько); высота над уровнем моря в метрах; категория трудности перевала; главные, указывающие на трудность перевала участки (снег, лед, скалы, осыпь, трава); характер трудностей, соединяющих перевал (реки, ледники, ущелья, долины, озера); возможные опасные явления (лавины, камнепады, карнизы) и др.
В горном туризме под понятием «перевал» подразумевают путь пересечения из одной долины в другую через хребет или его отрог. Перевальная точка может не совпадать с наиболее низкой точкой водораздела.
Дороги между горными хребтами мира
Наиболее распространенные перевалы-дороги в мире:
- Кхардунг-Ла (5359 м, Индия) – проходит в штате Джамму и Кашмир через Ладакх; расположен севернее Леха, дорога для автомобилей через Шайок и Нубру;
- Суге Ла (5430 м, Китай) – дорога расположена западнее Лхасы;
- Семо Ла (5565 м, Китай) – дорога между городками Кокен и Рака в центральном Тибете;
- Нангла-Ла (5716 м, Непал) – расположен между Китаем и Непалом западнее горы Чо-Ойю (в нескольких километрах) и в 30 км к северо-западу от г. Эверест;
- Марсимик-Ла (5582 м, Индия) – пролегает в северной Индии через Чанг-Чемно восточнее Леха примерно на 100 км, в 42 км от северо-западной части озера Пангонг Цо (это кратчайший путь к Конгк Ла; для автомобильного транспорта в настоящее время не используется;
- Стельвио (2757 м, Италия) – расположен между Трентино-Альто-Адидже и Ломбардией в Восточных Альпах в 12 км к северо-востоку от Бормио (в регионе Ломбардия, в долине Вальтеллина) на дороге SS 38;
- Ак-байтал (4655 м, Горно-Бадахшанская АО, Таджикистан) – автомобильный перевал у хребтов Музкол (между озером Каракульи городом Мургаб) и Сарыкольский на Памирском тракте;
- Крестовый перевал (2379 м, Грузия) – Военно-Грузинская дорога через Главный Кавказский хребет;
- Семинский перевал (1717 м, Алтай) – по нему проходит Чуйский тракт, расположен на границе Центрального и Северного Алтая;
- Гумбаши, или Маринский перевал (2187 м, Кавказ), дорога, соединяющая Кисловодск и Карачаевск.
Военно-Грузинская дорога
Военно-грузинская дорога (перевод с груз. – «дорога Небесного ущелья») – дорога, пролегающая через Главный кавказский хребет и соединяющая Северную Осетию (Владикавказ) и Грузию (Тбилиси).
Протяженность Военно-грузинской дороги – 208 км. Она поднимается по долине реки Терек, проходит по Дарьяльскому ущелью Скалистый хребет и по ущелью реки Байдарка попадает к Крестовому перевалу (2379 м). От перевала дорога спускается в долину р. Белая Арагви и по правому берегу реки Кура подходит к Тбилиси.
Военно-грузинская дорога в перечне автомобильных дорог России числится как автомобильная дорога А161 (обозначение дороги до 31 декабря 2017 года – Р301), соединяющая Владикавказ и Нижний Ларс.
Военно-грузинская дорога – один из основных транспортных маршрутов, который связывал Россию с Грузией и Арменией.
По Военно-грузинской дороге расположено множество исторических и природных памятников и достопримечательностей:
- Мцхета – столица Грузии в древности;
- храм-монастырь Джвари (кон. 6 – нач. 7 века);
- село Чми – комплекс археологических памятников от бронзовой эпохи до позднего средневековья (погребения в катакомбах с оружием); большой могильник 6-9 вв. с оружием, предметами быта и инвентарем алан;
- Махмад кхера, или «Ермоловский камень» - гранитный валун неподалеку от селения Верхний Ларс в пойме Терека, принесенный во время обвала Девдоракского ледника на Казбеке;
- Церковь Святого Николая (сер. 9 века) у села Бинаг Ларс (Осетия);
- Троицкая церковь в Гергети у подножия высочайшей горы Кавказа Казбек (5033 м);
- Дарьяльское укрепление (1844 г) – построено для охраны дороги в Дарьяльском ущелье;
- «Замок Тамары» - старая разваленная башня на берегу Терека;
- сигнально-сторожевые средневековые башни;
- скала «Пронеси Господи»;
- Сионская роща – оазис среди заснеженных вершин Кавказа;
- Гудаурская пропасть, селение Гудуари – самое высокогорное селение на Военно-Грузинской дороге, после которого дорога круто по Земомлетскому спуску спускается в ущелье реки Арагви; в лавовых породах вырублены шесть ярусов спуска – образец инженерного искусства 19 века. Данный участок дороги был открыт в 1861 году. До этого дорога пролегала по Квешети-Кайшаурскому направлению;
- Крестовый перевал – наивысшая точка Военно-Грузинской дороги, наиболее удобное место прохода в Центральных районах Главного Кавказского хребта;
- Замок-крепость в селении Ананури (16-17 вв.);
- Самтаврский могильник;
- Руины крепости Бебрисцихе.
Саянский перевал
Саянский перевал (2214 м) расположен между долинами рек Ак-Суг и Она в Западном Саяне.
Саянский перевал - важный транспортный переход, по нему проходит граница Республики Тыва и Республики Хакасия.
На перевале можно встретить обаа - небольшие каменные пирамидки, складывающиеся во время специальных дорожных обрядов, для возможности попросить защиту в дороге у духов гор.
Рисунок 1. Саянский перевал. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На стороне Хакасии, чуть ниже перевала, находится 105-й километр - точка, откуда начинаются многие туристические и спортивные маршруты. Отсюда в путь отправляются туристы по Курукульской тропе к озеру Пазарым и, далее, к горе Каратош - высшей точке Хакасии, а также к началу сплава по реке Она.