Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Научные школы ландшафтоведения

Ландшафтоведение как научное направление

Как научное направление ландшафтоведение сформировалось не сразу, а прошло несколько этапов.

На первом этапе шло накопление знаний о разных территориях и особенностях их природы, о размещении объектов природы на поверхности Земли и о простых взаимосвязях в природе.

Время накопления этих знаний довольно продолжительно и датируется с III века до н.э. по XVIII век н.э.

Предпосылками развития физической географии и взаимосвязях, происходящих в природной среде, были:

  • наблюдения и накопления знаний, т.е. естественные предпосылки;
  • завоевание и освоение новых земель, развитие торговли, т.е. социальные предпосылки.

Второй этап характеризуется анализом накопленных знаний, их сравнение, оценка и поиски территориальных связей между свойствами разных природных компонентов.

Статья: Научные школы ландшафтоведения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

На данном этапе существуют свои естественные и социально-экономические предпосылки развития физической географии:

  • к этому времени открыты новые закономерности, факты, методы исследований в биологии, геологии и других смежных науках;
  • необходимость природно-территориального районирования для более эффективного управления и освоения новых районов, как заказ государства.

На втором этапе организуются научные экспедиции РАН в период с 1768-1784 гг. Становятся известными идеи А. Гумбольдта о взаимосвязях природных явлений, публикуется научный труд «Космос».

Появляется эволюционное учение Ч. Дарвина, известен труд профессора Казанского университета Э. А. Эверсмана, в котором дается «Естественная история Оренбургского края», работа профессора Н. А. Северцова – эколого-географическое обобщение по Воронежской губернии.

Третий этап связан с синтезом, группировкой и обобщением накопленных знаний, и выделением самого ландшафтоведения как науки. Происходит формирование научных школ, направлений, создаются моно - и полисистемные модели ландшафтов.

«Научные школы ландшафтоведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

С середины XIX-XX века идет разработка теорий. Основными результатами и естественно – научными предпосылками были – выделение экологии и развитие её как науки, идеи В.В. Докучаева о почве, создается первое зональное районирование России и вводится понятие «ландшафтная зона».

Ряд ученых работают над проблемами дифференциации ландшафтных комплексов, разрабатываются схемы ландшафтного районирования России.

В МГУ формируется московская ландшафтная школа под руководством профессора Н. А. Солнцева.

К социальным предпосылкам относятся территориальное разделение труда, научные экспедиции в черноземные области, цель которых разработка методов борьбы с засухами и возможности лесоразведения в степной полосе.

На четвертом этапе во второй половине XX века теория ландшафтоведения включается в общую теорию и методологию науки.

Русская школа ландшафтоведения

В России в конце XIX века формируется мощная географическая школа, основателем которой был В. В. Докучаев – профессор Петербургского университета.

Наука о почве, созданная ученым стала отправным пунктом для его более широких географических обобщений.

В. В. Докучаеву принадлежит серия статей, в которых он излагает свою концепцию о зонах природы, которые впоследствии стали введением к новой науке о соотношениях и взаимодействиях живой и неживой природы. Зональность впервые трактовалась как мировой закон, распространяющийся на все природные процессы земной поверхности.

Замечание 1

В. В. Докучаев, таким образом, сформулировал первый географический закон.

Он на практике осуществил принцип комплексного полевого исследования, организуя Нижегородскую, Полтавскую, Особую степную экспедиции.

В ходе Особой степной экспедиции было положено начало стационарному методу исследований. Ученый особенно подчеркивал, что все элементы природы – вода, воздух, почва, грунты, флора и фауна связаны между собой до такой степени, что управлять ими будет невозможно, если человек не будет считать их единым целым и неразделимым.

Именно В. В. Докучаев стал основателем прикладного ландшафтоведения.

В. В. Докучаев. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. В. В. Докучаев. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ему принадлежит заслуга в воспитании плеяды блистательных отечественных ученых, и это уникальное явление стало докучаевской научной школой.

Среди них такие выдающиеся географы – А. Н. Краснов, Г. Ф. Морозов, Г. Н. Высоцкий, В. И. Вернадский, Л. С. Берг, Б. Б. Полынов и другие.

Последователи В. В. Докучаева конкретизировали систему природных зон, уточнили их границы на карте, создавая тем самым основу для синтеза в природном районировании.

Первое зональное районирование стало классической схемой, осуществленной в 1913 г Л. С. Бергом.

В ходе комплексных исследований в разных регионах страны накапливался опыт, который приводил ученых к убеждению в том, что закономерные взаимообусловленные сочетания природных компонентов существуют объективно. Эта идея в начале XX века воплотилась в идею о ландшафте.

У таких ученых как Л. А. Борзов, И. М. Крашенинников, Р. И. Аболин есть интересные соображения о ландшафте, но, в географическую науку понятие «ландшафт» вводит Л. С. Берг в 1913 г, высказывая мысль, что ландшафты представляют собой предмет исследования географии.

Л. С. Берг считает, что ландшафт является той областью, в которой рельеф, климат, почвенный покров и растительный мир, являются гармоничным целым.

Вместе с понятием ландшафта в то время возникает иная физико-географическая концепция, по которой предметом исследования географии является «наружная земная оболочка». Её высказал в 1910 г. П. И. Броунов, считая, что эта оболочка состоит из проникающих друг в друга литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и находится в постоянном движении. Мысль ученого тогда не встретила ни понимания, ни поддержки.

В 1914 г. к пониманию общих и местных географических закономерностей пришел Р. И. Аболин. Он вводит понятие комплексной ландшафтной оболочки планеты и называет её эпигенема и впервые намечает последовательную систему физико-географических единиц от ландшафтной оболочки до простейшего комплекса, т.е. фации.

Немецкая школа ландшафтоведения

Немецкий ученый А. Гумбольдт считается основателем комплексного направления в природной географии.

На поверхности Земли он выделяет фитоклиматические зоны, которые по своей сути являются ландшафтными.

В 20-х годах XX века идею ландшафта как объекта географической науки развивает З. Пассарге, проведя исследования Алжира и Венесуэлы. Он считал, что при характеристике обширных территорий, главная задача географии заключается в изучении естественных ландшафтов.

В 1913 г. он в своей специальной работе определяет ландшафт как область, где орография, геоморфология, климат, орошение, геологическое строение, флора и фауна, обнаруживают свое соответствие по всем существующим пунктам.

Также З. Пассарге выделяет ландшафты, которые человек изменяет в процессе своей деятельности и называет их естественные, «расхищенные», культурные.

Его идеи были близки русской школе ландшафтоведения, но, не нашли в то время понимания среди ученых Германии.

Известными являются работы и другого немецкого географа Й. Гране. Для него чистая география заключается в изучении территориальных единиц как природных комплексов.

В его понимании ландшафт это целостный художественный образ в голове ученого, а это лишало понятие ПТК научной базы. В принципе, он повторял то, что писал Пассарге – что мы видим, то и есть ландшафт.

В то время опорой немецкой географии была хорологическая концепция А. Геттнера, суть которой состояла в том, что единство географии он видел в пространственном подходе.

География, считал Геттнер, изучает земные пространства по их различиям и пространственным взаимоотношениям. География – это и естественная и общественная наука.

При этом Геттнер считал, что география познает не целостные, а отдельные факты, которые должны составлять страноведческие описания. По его мнению, географические районы не являются объективно возникающими образованиями, а являются плодом умственной конструкции ученого.

Следующий немецкий ученый К. Тролль под ландшафтом понимал естественный район с обусловленными связями между его частями.

В своих работах О. Шлютер развивал идею культурного ландшафта и видел в нем сочетание материальных природных и «человеческих» объектов в виде поселений, транспортных потоков и др. По его мнению, развитие генетически «культурных ландшафтов» идет благодаря человеку, и является формально морфологическими образованиями.

Замечание 2

В Германии аналогом термина ландшафтоведение является термин геоэкология, но, в России этот термин приобрел другое содержание.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot