Сущность финансового менеджмента
Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами корпорации, которое направлено на достижение тактических и стратегических целей функционирования данной фирмы на рынке.
Все основные практические вопросы финансового менеджмента, как правило, связаны с формированием капитала компании и обеспечением максимальной эффективности его использования.
В качестве самостоятельного научного направления финансовый менеджмент сформировался и получил мощный толчок в развитии в 60-е гг. прошлого века. Изначально финансовый менеджмент возник для теоретического обоснования роли финансов на уровне компании. Своему созданию данная отрасль знаний и практической деятельности во многом обязана представителям американской финансовой школы Ф. Модильяни, Г. Марковицу, Ф. Блэку, М. Миллеру, У. Шарпу, Ю. Фаме, М. Скоулзу и другим ученым – разработчикам современной финансовой теории.
Функции и цели финансового менеджмента
Данная наука охватывает три основных области анализа (рис. 1):
- финансовое планирование и общий финансовый анализ
- управление инвестициями и инвестиционной деятельностью
- управление источниками финансовых ресурсов компании
Основные функции финансового менеджмента, по сути, сводятся к привлечению и использованию финансовых ресурсов. Другими словами – это управление активами и пассивами фирмы.
Вся совокупность решений, которые принимает финансовый менеджер, условно можно подразделить на две основные категории: инвестиционные и финансовые.
Инвестиционные решения включают следующее:
- решения по выбору наиболее подходящих объектов для инвестирования:
- приобретение и строительство основных средств
- инвестирование в различные финансовые инструменты (государственные и корпоративные облигации, акции) и т. д.
Финансовые решения, как правило, связаны с:
- обеспечением компании необходимыми для ее функционирования и развития финансовыми ресурсами
- расчетами с кредиторами
- управлением дебиторской задолженностью
- оптимизацией и ускорением оборачиваемости оборотного капитала и т. д.
Финансовый менеджер, решая все эти вопросы, сталкивается с проблемой выбора между:
- собственными (акции, прибыль) и заемными средствами (выпущенные корпоративные облигации. банковские кредиты и т. д.)
- кратко-, средне- и долгосрочными источниками финансирования
- различными схемами оптимизации налогов (налоговый менеджмент)
- различными формами привлечения внешних источников финансовых ресурсов (например, простые или привилегированные акции, конвертируемые облигации и т. п.);
- какую часть прибыли направлять на выплату дивидендов, а какую реинвестировать в расширенное воспроизводство и т. д.
- Финансовые решения, таким образом, по сути, представляют собой решения, направленные на минимизацию стоимости капитала посредством поиска его элементов с низкой стоимостью и вариантов наиболее эффективной оптимизации его структуры.
Система целей финансового менеджмента
Она включает:
- выживание компании в условиях жесткой конкуренции на рынке
- избежание финансовой несостоятельности и банкротства
- максимизацию стоимости компании на рынке
- рост объемов производства товаров и услуг
- минимизацию издержек
- максимизацию прибыли компании
- обеспечение рентабельности фирмы.
Основная задача финансового менеджмента состоит в построении эффективной системы управления финансами, которая способна обеспечить достижение стратегических и тактических целей деятельности компании.
Содержание системы информационного обеспечения финансового менеджмента во многом определяется отраслевыми особенностями деятельности фирмы, масштабами деятельности, организационно-правовой формой, степенью диверсификации деятельности и многими другими факторами.