Учение о разуме арабской философии
В арабской философии разум имеет дело с двумя типами знания: интуитивное, умопостигаемое, и объективное, полученное из эмпирии, опыта.
В процессе познания, как указывает аль-Фараби ($872-950 гг.$), человек понимает, что умопостигаемые данные, «чистые» метафизические понятия, тесно связаны с материальными атрибутами. Разум человека должен их отделить друг от друга. Разум, призванный вести работу с сущностями вещей и явлений, встречает материю.
Предмет разума, по мнению аль-Кинди ($ок.801-873$), есть умопостигаемая сущность вещи или явления, которая не обладает материальностью, но расположена в чувственно воспринимаемом. Разум может постигнуть форму вещи только тогда, когда она полностью абстрагирована от материальной составляющей. Итог разумного познания – абстрактное понятие на уровне души человека. Разум рождает общие понятия.
Кроме того, разум создает общее посредством процедуры обобщения. Познание строится как иерархия понятий, обобщений от единичного к общему. Единичные субстанции вещей служат основой для выделения субстанции рода или вида как таковых.
Деятельный и страдательный разум
В арабской философии разум выполняет две функции: воспринимает форму вещи и отделяет форму от материи этой вещи. На такое понимание разума оказало влияние аристотелевское деление на страдательный и деятельный разум, произведенное античным философом в трактате «О душе».
Понятие деятельного разума отражает собой абстрактное мышление в его абсолютных и универсальных характеристиках.
Деятельный разум в арабской философии отождествлялся с сверхчеловеческой разумностью. Умопостижение посредством деятельного разума становится способным понять процесс перехода вещей из потенциального состояния в актуальное. Посредством деятельного разума человек получает возможность понимать и исследовать мир. Деятельный разум привносит в процесс познания организующую его логическую стройность и обоснованность. Деятельный разум вечен и бессмертен, т.е. существует изначально и независимо ни от чего.
Страдательный разум противоположен деятельному, он есть восприятие. Страдательный разум присущ человеку от рождения, не отделим от него и гибнет вместе с телом. Авиценна (Иб-Сина, $980-1037$) называет его материальным разумом.
Разум и вера
Соотношение разума и веры в арабской философии, как и в христианской, стоял остро. Хотя ислам и выступает за их гармоничное сосуществование.
На становление вопроса соотношения разума и веры повлияло постепенное привнесение в исламское богословское учение рационалистических положений.
В арабской философии сложилось три подхода к пониманию соотношения разума и веры.
Позиция богословов. Арабские богословы выступали отрицательно по отношению к разумному знанию. Они его не отрицают открыто, но считают, что оно должно касаться в первую очередь религиозных положений и догматов, которым следует верить, а не подвергать сомнению.
Фальсафа. Учение арабского фальсафа в своей сути предполагает наличие рационализма. Разум – это высшая познавательная способность человека.
Философия и религия имеют общий источник: вместе они стремятся ответить на вопрос «что есть истина». Истина должна пройти оценку разумом.
Представители фальсафа особую роль отводили логике. В ее рамках они развивали теорию доказательства. Среди основных понятий логики –силлогизм.
При этом фальсафа признает возможность познания посредством интуиции и мистического озарения.
Суфизм. Срединное между богословами и фальсафой положение занимает отношение к разуму и вере суфизма.
С одной стороны, суфизм близок к фальсафа в признании разума и философии. Но с другой стороны, суфисты считали разум ограниченным. За его рамками остаются и мистические озарения, и интуитивное знание, которые в суфизме играют ключевую роль. Человек способен достигнуть истины только посредством духовной практики и мистического озарения.
Впоследствии верх одержало богословское течение, рациональная философия после $XIII века$ приходят в упадок, а суфизм становится оппозицией богословию.