Право и социально-политические теории
Становление права и социально-политических теорий на арабском Востоке относится к $VII – X вв.$
Источники правовых воззрений арабов делятся на две категории:
- Предписания Корана и сунны, содержащие высказывания и деяния пророка Мухаммеда, которые могут быть юридически проинтерпретированы.
- «Рационалистичное» осмысление религиозно-этических положений и практики их применения в жизни общества. В арабской правовой мысли сложилось множество различных школ, разрабатывающих свои воззрения на природу закона.
Политика и государство в арабской философии
В арабской философии в изучении политики и государства сложилось два основных направления:
- Нормативно-юридическое направление – развивало положения арабского права.
- Философское, этическое направление – основной упор делало на древнегреческую политическую мысль.
Политика для арабских мыслителей – это наука о «добродетельном городе». Для них неважно разграничение понятий власть, государство и политика.
Аль-Фараби, один из основоположников арабской политической философии, рассуждает о том, как нужно организовывать правление, чтобы оно в итоге было добродетельным и явилось благом. Верховная власть, по аль-Фараби, если правильно применяется, то может вести к счастью. Мыслитель делит государства на невежественные, где правитель ищет свою выгоду, и добродетельные, только в последних правитель заботится об интересах подданных. Отличительная черта добродетельного государства – высокие моральные качества правителя и поданных.
Ибн Сина также развивал учение о добродетельном государстве. Поэтому политическую теорию арабских мыслителей можно назвать скорее философией политической нравственности. Становление добродетельного города, кроме того, связано с развитием идеала познания.
Арабские философы, рассуждая о моральной составляющей политики, не соединяет до конца эти рассуждения с нравственным учением ислама. Так Ибн Рушд считал, что религиозное мировоззрение присуще в большей степени простым людям, не склонным к философии. Но представители духовенства должны стоять в стороне от власти.
Ключевой категорией политической мысли арабского Востока является понятие «халифат».
Этическое учение арабских мыслителей
Этическое учение арабского Востока тесно связано с правовыми воззрениями. Здесь присутствует свод морально-нравственных и правовых установок поведения («фикха»). Фикх оперирует пятью категориями: «рекомендуемые», «нерекомендуемые», «обязательные», «безразличные» и «непозволительные».
Поступок оценивается мусульманской этикой с двух сторон: «хороший» и «скверный». Эти качества применяются для оценки соответствия того или иного предмета и явления норме, идеалу. Хорошее – это синоним истинного, что значит обладание всеми доступными качествами и характеристиками вещью. Дихотомия «плохое-хорошее» применительно к поступку впоследствии дополняется понятием «обязательное».
Областью этического регулирования являются те поступки, которые не регламентируются религиозными и правовыми нормами.
Арабская этика разграничивает понятия поступок и намерение.
Намерение совершить поступок понимается как устремленность к поставленной цели, что выражается в действии. Цели поступка в конечном итоге приводят либо к благу, либо ко вреду. Поступок совершается с привлечением блага или с удалением от злого. Таков ненапрасный поступок. Если цель не достигнута, то поступок считается напрасным («никчемным»).
Поступок, осуществленный согласно поставленной цели, имеет связь с обретением истинного знания и веры.
Одной из ключевых характеристик поступка является свобода. Этика предполагает выбор, который должен быть осуществлен разумно.