Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма

Фома Аквинский ($1225 – 1274$) – богослов, фтлософ, создатель универсальной, логической, системы теологии и философии, кторая основывалась на философии Аристотеля. Входил в состав доминиканского ордена с $1244$ года. [/Определение]

Был учеником Альберта Великого, учился в Кёльне и Париже. Так же занимался преподавательской деятельностью в Париже, Риме, Неаполе. Был одним из учителей церкви.

Следуя своим путём, отличным от Августина, который в платоническом смысле размышлял о человечкской душе в качестве самостоятельной духовной первоосновы, которая обладала умением усматривать вечные Идеи, Фома предлагал свою точку зрения, отсылающую к Аристотелю и его пониманию души как формы тела. Находясь в тесной связи с телом, душа лишается своей силы созерцать вечные идеи и Бога, но вместе с тем, она наделяется рациональной познавательной способностью. Такого рода познание возможно благодаря сопряжению чувств и разума.

Статья: Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Влияние объектов, вещей ведёт к появлению в душе их чувственных образов, их подобий, от которых разум рассматривает умопостигаемые формы. Это идеи, универсалии. Это то, что понимается следами творения вещей при помощи Божественных Идей. В процессе своей познавательной деятельности разум опирается на первичные принципы, которые являются началом любого знания. К примеру – логические законы.

Эти принципы изначально находятся в душе, они предсуществуют, а далее, составляются разумом в момент познавательной деятельности чувственных вещей.

Замечание 1

Теологию и философию Фома Аквинский полагал науками, следуя за учением Аристотеля. Они подразумевают собой структуру знаний, базирующихся на первых принципах. Из них через силлогические рассуждения извлекаются следствия.

Теология с философией мыслятся независимыми науками, поскольку их мировоззрения не тождественны друг другу.

Один раздел истин Священного Писания обладает сверхчувственным смыслом, другой же раздел обладает рациональным постижением. Священное Писание и рациональное познание не могут возражать друг другу, так как оба они причастны к одной истине.

«Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Задачей теологии Фома считал систематизацию ею истолкований спасающей истины Священного Писания. Обращаясь к философии, теология нацеливается на то, чтобы сделать положения веры ясными для естественного разума верующего. Исходя из фундаментальной цели христианской религии – спасения, философия становится служанкой Богословия.

В учении томизма, как и в ранней схоластике Средневековья, Бог соотносится с Бытием, но начинается процесс переосмысления бытия. Основополагающей идеей бытия становится акт. На него указывается глаголом быть. Это акт бытия, при помощи которого всякая вещь получает своё существование. О таких вещах можно говорить, что они есть сущие. Они образовывают сущность Бога.

Замечание 2

Бог не имеет иной сущности, отвлечённой от акта бытия. Единственное бытие для Бога есть то, что он есть. Такое бытие не мыслиться в рамках человеческого разума. Человек может понимать только сущность вещей. Эти вещи являются составными, в них есть части сущности и существования.

Бытие вещи есть не просто бытие, а бытие некоторой сущности. Вещь есть то-то и то-то. Вещь имеет ограниченную форму бытия. В противоположность этому Бытие Бога есть бесконечность. Бытие Бога находится за рамками адекватного понимания. Из этого проистекает сложность доказательства бытия Бога.

Созданная Фомой Аквинским целесообразная система богословия и его попытки обосновать теологию философскими принципами вызвало волну оппозиции его подхода среди его современников. Ими вовсе не отрицалась возможность познания разумом окружающего мира. Краеугольным камнем выступал вопрос о совместимости разума с богословием, ведь считалось, что предмет теологии был непосилен разуму.

Как было сказано ранее, Философия Средневековья базировалась на христианской вере и античной философии. В учении Фомы преобладала последняя. Его критики придерживались традиции Священного Откровения. Их основной тезис против томизма – Божественная воля стоит выше разума. В рамках номинализма начинает строится новое понимание о познании и разуме, у истоков которого стоял Фома Аквинский.

Основным противником системы Фомы Аквинского был Сигера Брабатанский. Он был приверженцем философии Аристотеля в комментариях арабского философа Аверроэса, настаивая на полную свободу интеллекта в решении любых вопросов. Вместе с тем догматы церкви понимались абсолютно неприкосновенными для изучения их разумом. В этот момент рождается понятие о двойственности двух истин. Истины философии и истины религии. Каждая из них имела свой предмет и объект, которые были независимы друг от друга. Последователи Сигеры так же видели неприятные моменты в философии томизма для веры. Это сформировало негативную реакцию против аристотелевской доктрины. Это вылилось в осуждение томизма, в $1277$ году епископ Этьен Тампье.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot