Фома Аквинский ($1225 – 1274$) – богослов, фтлософ, создатель универсальной, логической, системы теологии и философии, кторая основывалась на философии Аристотеля. Входил в состав доминиканского ордена с $1244$ года. [/Определение]
Был учеником Альберта Великого, учился в Кёльне и Париже. Так же занимался преподавательской деятельностью в Париже, Риме, Неаполе. Был одним из учителей церкви.
Следуя своим путём, отличным от Августина, который в платоническом смысле размышлял о человечкской душе в качестве самостоятельной духовной первоосновы, которая обладала умением усматривать вечные Идеи, Фома предлагал свою точку зрения, отсылающую к Аристотелю и его пониманию души как формы тела. Находясь в тесной связи с телом, душа лишается своей силы созерцать вечные идеи и Бога, но вместе с тем, она наделяется рациональной познавательной способностью. Такого рода познание возможно благодаря сопряжению чувств и разума.
Влияние объектов, вещей ведёт к появлению в душе их чувственных образов, их подобий, от которых разум рассматривает умопостигаемые формы. Это идеи, универсалии. Это то, что понимается следами творения вещей при помощи Божественных Идей. В процессе своей познавательной деятельности разум опирается на первичные принципы, которые являются началом любого знания. К примеру – логические законы.
Эти принципы изначально находятся в душе, они предсуществуют, а далее, составляются разумом в момент познавательной деятельности чувственных вещей.
Теологию и философию Фома Аквинский полагал науками, следуя за учением Аристотеля. Они подразумевают собой структуру знаний, базирующихся на первых принципах. Из них через силлогические рассуждения извлекаются следствия.
Теология с философией мыслятся независимыми науками, поскольку их мировоззрения не тождественны друг другу.
Один раздел истин Священного Писания обладает сверхчувственным смыслом, другой же раздел обладает рациональным постижением. Священное Писание и рациональное познание не могут возражать друг другу, так как оба они причастны к одной истине.
Задачей теологии Фома считал систематизацию ею истолкований спасающей истины Священного Писания. Обращаясь к философии, теология нацеливается на то, чтобы сделать положения веры ясными для естественного разума верующего. Исходя из фундаментальной цели христианской религии – спасения, философия становится служанкой Богословия.
В учении томизма, как и в ранней схоластике Средневековья, Бог соотносится с Бытием, но начинается процесс переосмысления бытия. Основополагающей идеей бытия становится акт. На него указывается глаголом быть. Это акт бытия, при помощи которого всякая вещь получает своё существование. О таких вещах можно говорить, что они есть сущие. Они образовывают сущность Бога.
Бог не имеет иной сущности, отвлечённой от акта бытия. Единственное бытие для Бога есть то, что он есть. Такое бытие не мыслиться в рамках человеческого разума. Человек может понимать только сущность вещей. Эти вещи являются составными, в них есть части сущности и существования.
Бытие вещи есть не просто бытие, а бытие некоторой сущности. Вещь есть то-то и то-то. Вещь имеет ограниченную форму бытия. В противоположность этому Бытие Бога есть бесконечность. Бытие Бога находится за рамками адекватного понимания. Из этого проистекает сложность доказательства бытия Бога.
Созданная Фомой Аквинским целесообразная система богословия и его попытки обосновать теологию философскими принципами вызвало волну оппозиции его подхода среди его современников. Ими вовсе не отрицалась возможность познания разумом окружающего мира. Краеугольным камнем выступал вопрос о совместимости разума с богословием, ведь считалось, что предмет теологии был непосилен разуму.
Как было сказано ранее, Философия Средневековья базировалась на христианской вере и античной философии. В учении Фомы преобладала последняя. Его критики придерживались традиции Священного Откровения. Их основной тезис против томизма – Божественная воля стоит выше разума. В рамках номинализма начинает строится новое понимание о познании и разуме, у истоков которого стоял Фома Аквинский.
Основным противником системы Фомы Аквинского был Сигера Брабатанский. Он был приверженцем философии Аристотеля в комментариях арабского философа Аверроэса, настаивая на полную свободу интеллекта в решении любых вопросов. Вместе с тем догматы церкви понимались абсолютно неприкосновенными для изучения их разумом. В этот момент рождается понятие о двойственности двух истин. Истины философии и истины религии. Каждая из них имела свой предмет и объект, которые были независимы друг от друга. Последователи Сигеры так же видели неприятные моменты в философии томизма для веры. Это сформировало негативную реакцию против аристотелевской доктрины. Это вылилось в осуждение томизма, в $1277$ году епископ Этьен Тампье.