Августин Блаженный – средневековый философ, теолог, систематизатор средневековой теологии, епископ Гиппонский.
Условно деятельность Августина делят на два этапа:
- До обращения в христианство
- После обращения в христианство
В раннем периоде своей жизни Августин изучал риторику, грамматику, греческую философию, которую он постигал через сочинение Цицерона «Гортензий». Позже он взялся за Библию. Изучение Библии потрясло его своей простотой и наивностью. После встречи и проповеди Амвросия Медиоланского Августин попал под влияние христианства. От Амвросия Медиоланского Августин усвоил азы неоплатонизма, который отвечал на вопросы о том, что такое зло, а также учится аллегорическому прочтению священных текстов.
Августин в основу своего философствования кладет традицию Евангелия. Это традиция отрицания. Отрицание является первичным.
О природе зла в мире
Если бог в добре своем создал мир и человека в этом мире, и если он есть абсолютное добро, то откуда зло в мире?
Весь мир есть проявление борьбы, тут борются добро и зло. В манихейской концепции Моисей был темным началом. Это объяснение не было принято церковью.
Бог есть мировой разум у стоиков. Мир видимый есть результат истечения от бога и добра, и зла. Это тоже не было принято.
Церковь решает это так: зло от человека и от первородного греха.
Пелагий: человек создан по образу и подобию бога.
В качестве мыслящего и выбирающего, он может выбирать между добром и злом.
Выбрав добро, ты сам себя спасаешь. И церковь не нужна. Добро от бога. Добро и есть Бог. Его может выбрать каждый, без церкви.
Августин вступает в полемику с последователями Пелагия.
Свои основополагающе идеи по этому вопросу он излагает в трактате «О граде Божьем».
Он критиковал исходный тезис о выборе. Человек может лишь выбирать между большим и меньшим злом. Абсолютное добро ему недоступно. Неограниченного бытия в этом мире нет. Добро и есть бытие. Он не может его и познать, и сделать его своим. Человек, пребывая в мире ограниченных сущностей, сам есть ограниченная сущность, выбирать он может только из ограниченного. Он не может выбрать бога без помощи церкви. Бог одним предназначил один спасение априори, а другим погибель.
Зло в мире - это ограниченное добро. Ограниченное бытие.
Надежда дана каждому. Ищите и найдете. Одни предназначены для спасения, другие - к погибели. Но вера в Христа никого не оставляет.
Доктрина о двух градах. Божий и земной. Это тождественно понятиям государства и церкви. Любовь к богу до полного самоотречения или любовь к себе определяет мою принадлежность к граду земному или божьему. Пока государство и церковь сопребывают на земле, они несут спасение. Государство стремится к миру на земле, но обеспечить его не может. Церковь помогает государству проповедью любви и мира.
В своём трактате «О Свободе воли» задаётся вопрос – ответственен ли Бог за зло и каким образом возможно снять с Бога ответственность за зло в мире. Не отвечает ли Бог, который сотворил человека за зло, которое творится человеком. И вопрос поднимается не о природе зла, а о зле, исходящем от человека. Августин занимается поиском причин этого зла. Примеры такого зла: богохульство, прелюбодеяние, убийство. Благо и всемогущество Бога Августин оправдывает человеческим моральным злом.
Рассмотрение Августином этого вопроса показательно для всей средневековой философии. Августин показывает, что имеется некая иерархия бытия во вселенной. Эта иерархия проявляется в отличие между существованием, жизнью и пониманием. Жизнь будет лучше существования, понимание будет лучше, чем просто жить. Все признают этот порядок, но он требует некоторого рода обязательства – должность соблюдения иерархии. Эта иерархия является неизменным законом. Одним из неизменных законов является разум, который велит соблюдать справедливость. Иерархия и порядок во вселенной – тот критерий, с которым все обязаны сверяться. С согласием большей части людей с тем, что суть справедливости в том, что каждый получает по заслугам говорит об общем знании для всех этого всеобщего закона. В человеке также наблюдается иерархия. В ней представлено главенство разума над желанием. Когда желание преобладает, то начинается кризис свободы. Преобладание низшего над высшим. В этом понимании порядка Августин стремиться объяснить зло в мире.
Зло рассматривается как недостаток или отсутствие порядка.
Вечный закон требует порядка. Зло возникает в тот момент, когда нечто низшее по природе становится выше. Зло, как недостаток порядка, наделяется отрицательным смыслом. Зло лишает свободы, оно есть слабость, нечто низшее. Зло - это любовь, которая не соблюдает справедливость. Зло возникает в тот момент, когда любовь начинает игнорировать иерархию и не соблюдает своё положенное место. Зло - это беспорядочное желание чего-то.
Таким образом, ответ на вопрос о зле возможен в том случае, когда человек знает своё место в порядке бытия. Рассмотрев человека с точки зрения его места в порядке бытия, Августин говорит о том, что зло есть индивидуальный и свободный выбор человека. Бог не причастен к моральному злу.