Русский духовный ренессанс – период в истории русской культуры, русской философии, искусства, литературы начала $20$ века, подразумевающий себя как расцвет и возвышение духа, творческих и интеллектуальных способностей и умонастроений.
Особенности русского духовного ренессанса
Для русского духовного ренессанса характерно:
- Поиск ответов на вопросы и проблемы смысла жизни
- Поиск роли человека в мире
- Вопросы о судьбе и свободе человека
- Раздумья о прошлом и будущем
- Мысли и рассуждения о духовной миссии России
- Русский духовный ренессанс держится на трёх частях:
- Русский модерн
- Символизм и Серебряный век поэзии
- Богоискательство
- Создание русской религиозной философии
Это однозначный и яркий подъём всех потенциальных творчески и интеллектуальных сил страны. В эти временные рамки русская культура достигла пика своей утончённости. Данное движение открывалось культурной элитой, оторванной от народных масс и процессов, протекавших в широких общественных кругах.
Чем-то русский духовный ренессанс был схож с романтически-идеалистическим движением $19$ века.
Россия раскрыла для общества и культуры уникальные души, которые были очень чутки ко всем веяниям духа.
Яркими представителями русского духовного ренессанса являются – Вл. Соловьев, Е. Трубецкой, Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Розанов.
Нельзя не оценить могущественное влияние философии и богословия Вл. Соловьева на поэтов-символистов, творивших в этот период: А. Блока, В. Иванова, А. Белого.
Наряду с серьёзными поисками смысла, кризисом души, формировалась негативная мода на мистику, оккультизм, эстетизм, отрицание этики. Но все это вело к зарождению нового типа человека, смотрящегося обратить взор внутрь себя. Это внутренний духовный переворот, это раскрытие «потустороннего», меняющего перспективу и направление сознания.
Изменение эстетического сознания, освобождение от русского нигилизма и социального утилитаризма художественного творчества, переоценка ценностей характеризовало новый этап развития культуры.
А. Волынский и Д. Мережковский были пионерами этого обновления эстетического сознания и отношения к творчеству. Свое выражение это нашло в литературе, которую не выдерживала старая публицистическая критика.
Ещё одним источником русского ренессанса выступала немецкая философия и русская религиозная философия $19$ века, к которым произошёл своеобразный возврат.
Возросший интерес к общемировоззренческим тенденциям и острые вопросы религиозного обновления расположили символистов к идеям и рассуждениям «проклятых вопросов», рассматриваемых православным духовенством. По их инициативе начали открываться Религиозно-философские собрания и общества, на которых освещались вопросы философии духовного ренессанса, наряду с этими обществами начали свою работу популярные и быстрорастущие литературно-художественные журналы «декадентского» направления. Особая роль отводилась журналу «Мир искусства», который был основан в Петербурге в $1899$ году. Это первый в России журнал эстетического толка. Именно на него была возложена миссия возрождения пластических искусств в стране, по словам З. Гиппиус. Центральным органом русского символизма выступал крупный московский журнал «Весы» под руководством Я. Брюсова.
Несмотря на такую разнородность и разнообразие фундаментальных компонентов русского духовного ренессанса, они объединяются общим пониманием по поводу одухотворенности материального и воплощенности духовного, представляющих единство двух начал. Где бы не представлялась эта мысль: в символизме или поэзии, архитектуре модерна, балете, было видно своеобразное мнение, проявлявшее себя в возврате к античной калокагатии.
Это давало основание отрицать историческое православие, его аскетизм и народничество, требующих жертв и служения. Такой взгляд созвучен символизму ренессансного духа, который нашёл себя в концепции Богочеловека, человека, равного своему создателю. Характерное для этой тенденции направление – русский футуризм, воспевал этого будущего богочеловека на манере стихов, картин, театральных постановок.
Свою слабость русский духовный ренессанс проявлял в узкой социальной базе, заключенной в основном в культурной элите. Их борьба за дух свелась к разрыву с обширными массами интеллигенции и народом. Все больше нарастало их одиночество и обособленность. Но задача, которую перед собой ставили сподвижники русского духовного ренессанса была велика, несмотря на все проблемы, возникавшие в этом процессе – «задача поддержания света, как бы ни была велика тьма».