Розанов Василий Васильевич ($1856 – 1919$) – русский публицист, литературный критик, религиозный философ.
Свои философские взгляды сформулировал под влиянием учений С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского, Ф. Е. Корша, лекции которых слушал на историко-филологическом факультете Московского университета. Удостоился стипендии имени А. С. Хомякова. После университета Розанов занялся свободным творчеством.
Его первый труд, представленный как вариация гегелевского обоснования наук «О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания» от $1886$ года не был успешен.
Становление философской системы
Большой славу имел следующий труд, его литературно-философский этюд «Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского». Он положил начало дальнейшему толкованию идей Достоевского как религиозного мыслителя Н. А. Бердяевым и С. Н. Булгаковым. Далее Розанов будет членом религиозно-философских собраний, на которых сблизиться с ними.
К концу $1890$х Василий Розанов становится выдающимся журналистом позднеславянофильского направления, работая в журналах
- «Русский вестник»,
- «Русское обозрение»,
- «Новое время».
Мережковский, Гиппиус, Минский и Розанов в $1900$ году основывают религиозно-философское общество.
Розанов так же известен вкладом в культуру первым переводом с греческого аристотелевской «Метафизики». Будучи преподавателем в Елецкой гимназии, Розанов выявил своё недовольство по поводу школьного образования в России. Он выразил своё мнение в статьях «Сумерки просвещения», «Афоризмы и наблюдения».
В сборнике «Религия и культура» $1899$ и «Природа и история» $1900$ он занимался попытками поиска решений мировоззренческих проблем в религиозности. Своё отношение к православной церкви он выражал как противоречивое.
Разрыв с философско-религиозным обществом
Инцидентом, послужившим выходом Розанова из религиозно-философского общества, стал судебный процесс Бейлиса, в котором Бейлиса, еврейского происхождения, обвинили в ритуальном убийстве ученика Киево-Софийского духовного училища от $1911$ года. Это событие охарактеризовали как «оскорбление всего русского народа». Статья Розанова по этому делу привела к конфликту с обществом.
Развитие философии в период духовного кризиса
В дальнейшем Розанов посвящает себя работе над эссеистическими трудами, объединёнными единым настроением:
- «Уединённое»,
- «Смертное»,
- «Опавшие листья».
Это порождает мнение, что в этот момент мыслителем переживался глубокий духовный кризис. Не находя успокоения в принятии христианского учения, к которому он тщетно прибегал, он пришёл к пессимизму к экзистенциальному субъективному идеализму в стиле С. Кьеркегора. Находясь под влиянием пессимизма, Розанов выражает своё мнение в работе «Апокалипсис нашего времени» о неизбежности революционных катастроф, которые станут завершением российской истории.
Эти идеи Розанова были критично оценены как революционными марксистами, так и либеральным лагерем русской интеллигенции. Это показывает, какие противоречивые оценки имели личность и творчество Розанова.
Нигилистическое воспитание и его стремления в качестве общественного служителя открывали Розанову демократический путь. Ему пророчили стать выразителем социального протеста. Но он открыл своё призвание в иных духовных областях.
Философия Розанова содержала в себе морально-этические и религиозно-идейные тематики. Особое значение отводится его интерпретации философии «маленького религиозного человека», где он раскрывает переживания человека наедине с религией, где ставятся вопросы веры и церкви. Человек предоставлен самому себе, обходя религиозные институты, которые объединяют людей. Розановым ставится проблема «индивидуальной религии», что ведёт к противоречию с общим понятием религии.