Струве Пётр Бернгардович ($1870 – 1944$) русский философ, общественный и политический деятель, публицист, историк.
Во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета в $1890$ году организовал марксистский кружок, в которой вышли А. Н. Потресов и М. И. Туган-Барановский.
Уехав на стажировку в Австрию, Грац, проходил обучение у социолога Л. Гумпловича, что повлияло на его увлечение экономической сферой. В этот же период Струве ведёт публицистическую деятельность, показывая свою отрицательную оценку народников, выпуская свои статьи в немецкой социал-демократической прессе. Ключевым теоретиком легального марксизма Струве поспособствовала его ключевая работа «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», с которой начался период противостояния русского марксизма с народничеством в доступной печати, став «символом веры» русских социал-демократов. В свое работе Струве утверждал прогрессивность капитализма, подтверждая это словами:
«Признаем нашу некультурность и пойдём на выучку к капитализму».
Философские искания
В своём философском пути Струве прошёл от легального марксизма к философии идеализма и либеральному консерватизму. Это подкрепилось его сотрудничеством с конституционалистским крылом земских либералов. Это процесс объединения антисамодержавных сил , придерживающихся идей политических свобод. Так в Мюнхене, встречаясь с Плехановым, Лениным, Верой Засулич, Струве заключает договор по поводу финансирования издания «Совместное обозрение», чтобы публиковать документы, обличающие российский режим.
После демонстрации на Казанской площади в $1901$ году Струве высылают в Тверь. По личной просьбе Струве переезжает жить за границу, в Германию, где начинает выпускать журнал «Освобождение», и сборник «Проблемы идеализма», где обосновывал философскую базу либеральной политики. Так же Струве принимает активную деятельность по созданию либерального «Союза освобождения».
По ходатайству С. Ю. Витте в $1905$ году Струве возвращается в Россию, с $1906$ по $1917$ Струве преподаёт в Санкт-Петербургском политехническом институте политэкономию. Его фундаментальный труд в области экономики: «Хозяйство и цена». Струве стал участником и инспиратором сборника «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», где публиковались Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, М. О. Гершензон, А, С. Изгоев, Б. А. Кистяковский.
К революционным событиям в стране Струве отнёсся отрицательно, критикуя большевистский переворот. Он вступает в нелегальную организацию «Правый центр» вместе с Г. Н. Трубецким. После красного террора вынужден был скрываться, покинув крупные города. Переехав в Лондон, Струве принял участие в организации «Комитета освобождения России», целью которого было содействие в возрождении России, поднимая ее престиж за границей.
Свои философские позиции Струве определял в русле идей неокантианства, уделяя своё внимание в решении проблем, касающихся соотношения должного и сущего, свободы и необходимости. В области социальной философии Струве делал акцент на характерном различие понятия общества, представленного в качестве стихийного и спонтанного устройства и понятия государства – единой, подчиняющейся высшей цели, организации.
В своей концепции критиковал социализм, позиционировавший себя как утопическое средство устранения дуализма с помощью рационализации жизни общества. В этой тенденции он негативно относился к революции, расценивая ее как реакцию масс на политику западной европеизации.