Антропология модерна окончательно отходит от представления о человек как обладателе личности, укорененной в сфере божественного и которой обещано воздаяние бессмертием и духовным общением с Богом.
Эпоха модерна – это антропологическая революция. В это время появляется целостное представление о человеке как самодостаточной единице – субъекте. Отныне человек равен человеку, он сам себя создает, сам ставит себе цели и задачи, своими силами стремится их реализовать. В этом смысле человек становится, по выражению древнегреческого мыслителя Протагора, «мерой всех вещей». Описанная позиция вырабатывается и отстаивается мыслителями Нового времени ($XVII-XIX$ вв.) и, в частности, эпохи Просвещения.
Понятие субъекта в современном его понимании рождается из под пера Р. Декарта. Декарт По данной теме мы уже выполнили реферат Р.Декарт - подробнее начинает с того, что трактует человека двояко – как обладателя рассудка и отдельно телесности, которые обладают каждый своим онтологическим статусом. Бытие Бога, наличие духовности отныне выводится и доказывается не из идеи трансцендентного, а из мышления.
Человек, таким образом, предстает мыслящим субъектом, который не только природу мыслит рационально, но и бытие Бога выводит, используя рассудочные понятия. Человек модерна – это индивидуум.
Человек Нового времени – центральная точка мироздания. Такое свое положение им выводится логически. По большей части оно является предметом веры, родом новой религии.
Этому служит превознесение индивидуальных способностей рассудка каждого человека.
Многие исследователи и представители философской антропологии склонные считать распространение антропологических идей модерна своего рода «массовым гипнозом».
Идеология новой антропологии очень активно популяризовалась в эпоху Просвещения через издаваемые научные журнал, энциклопедии, с университетских кафедр. Итогом этого стало всецелое укоренение в сознании людей вплоть до сегодняшнего дня идеи о человеке как самостоятельной разумной единице.
Понимание природы человека в эпоху постмодернизма резко изменяется. Постмодернизм выражает общее разочарование в идеале самостоятельного и безупречного субъекта-обладателя рассудка. Но с другой стороны, постмодернистская антропология идет дальше в толковании природы человека, привнося идеологию трансгуманизма, на развитие которой большое влияние оказывают информационные технологии и генная инженерия. Кроме того, постмодернизм носит ярко выраженный плюралистический характер.
Трансгуманизм исходит из традиционного представления о человеке как обладателе разума, особой психики, моралью и смертностью. Наиболее волнующим для трансгуманистов вопросом как раз и является смертность. Они, по большому счету, заняты поиском путей ее преодоления, которое возможно посредством научно-технических и информационных открытий.
Трансгуманисты считают человека промежуточным этапом в эволюции человечества как биологического вида. Новым видом по их мнению служит «постчеловек», обладающий способностями управлять своими интеллектуальными, психическими и волевыми качествами, что уподобляет его божеству.
Трансгуманизм стоит на позиции гедонизма. Его представители считают, что категорию страдания к характеристике человеческой природы прилагать не следует. Трансгуманист говорит о том, что человеку даны технические возможности, чтобы он мог получать в жизни наибольшее наслаждение. «Новый человек» - это «априори» гедонист.
Трансгуманисты разрабатывают концепт экстропии, который является противоположность энтропии и обозначает поступательное техногенное развитие и совершенствование человека и человечества в целом.
Антропологические воззрения трансгуманистов активно критикуются как самими представителями направления, так и теоретическими противниками. Таковыми являются сторонники биоконсерватизма, считающие нецелесообразным и этически неприемлемым работу по модификации человеческой природы.