Мечников Илья Ильич ($1845 – 1916$) русский биолог, антрополог, культурный деятель, психоаналитик, врач, геронтолог, мыслитель, лауреат нобелевской премии, «гордость русской науки».
В своем научном подходе Мечников, в отличие от религиозной системы, которая стремилась примерить человека со смертью, полагал, что должно изменить физиологическую и нравственную природу человека, для того чтобы он имел возможность исполнить полный физиологический цикл жизни с нормальной старостью, в которой утратится инстинкт жизни и сформируется инстинкт к смерти. Мысли Мечникова во многом продолжили учения В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского.
Труды Мечникова в философии
- «Этюды о природе человека»,
- «Сорок лет исканий рационального мировоззрения», в котором идет речь о
«человеческой природе и средствах изменить её с целью достижения наибольшего счастья».
Концепция ортобиоза
Размышляя над человеческим существованием, Мечников полагал, что человеку необходимо стремиться к долгой плодотворной жизни и свободной от страха смерти. Но дисбаланс природы человека увлекает человека в осознание своего бессилия перед лицом болезни, старости и неизбежности смерти.
Вступая в противоречие с абсолютным и всецелым смирением перед осознанием своей смерти, Мечников формулирует концепцию ортобиоза, которая основывается на этической системе здоровья и счастливой жизни, которая видит в смерти не что иное как естественное завершение жизни.
Беря во внимание «рациональную нравственность» и активную саморегуляцию, человек получает возможность устранить или облегчить несоответствия своей природы, и таким способом дойти до бодрого душевного состояния.
Средства продолжения жизни, как их понимал Мечников:
- Соблюдение правил гигиены
- Разумное социальное переустройство
- Исправление физических недостатков и прочих несовершенств
- Искоренение вредных привычек
- Борьба и победа над болезнями
Продление жизни должно сопрягаться с сохранением сил и возможностью заниматься трудом, поскольку необходимо делать акцент на продление жизни, а не старости. В этой теории Мечников формулирует понятие «инстинкт» (чувство) жизни, лежащий в фундаменте отношения человека к своей жизни и здоровью. Главной проблемой человеческой жизни, как это видел Мечников, является противоречие между социальной и биологической зрелостью, то есть постепенное формирование душевных способностей не совпадает с формированием инстинкта жизни. Это ведет к тому, что в молодости преобладает пессимистичные настроения, а в старости – оптимистичные.
Мечников предлагает следующую позицию и законы жизни по ортобиозу:
необходимо движение к балансу желаемого, возможного и действительного, который поможет прийти к становлению оптимистичного миропонимания, для продления желанной и наполненной смыслом жизни.
Активное долголетие имеет место быть лишь при процессе творческого и жизнелюбивого отношения к миру. Критерием, объективно оценивающим продолжительность жизни, выступает время появления инстинкта естественной смерти. Наступив, этот момент можно продлить, подходя к механизму старения с научной стороны, обоснованной на физических возможностях организма, которые были заложены природой, подключая так же нравственный потенциал человека. Поэтому Мечников старался комплексно рассмотреть человеческую жизнь исходя из единства антрополого-биологических, физических, психосоматических, этических и социальных факторов.
Это отход от исключительно биологических представлений о человеческой жизни, которая не может отразить всю её специфику и сущность, а выявить жизнь с помощью таких понятий как счастье, справедливость, знание, творчество. Эти понятия способствуют выражению гармонии жизни и утверждают чувство удовлетворенности и формированию инстинкта к смерти. Таким образом, основные принципы ортобиоза направлены на обоснование своеобразной «этики души и тела», которые гармонично взаимодействуют на основе здорового образа жизни.