Религия и миф
Большое значение в религии играют мифы, так как они входят в ее содержание как специфические повествования о сотворении мира, о боге (богах), о святых и их деяниях и т.п. Так, христианство можно рассматривать как результат синтеза иудейских мифов с отдельными направлениями античной философии, а также разработанной системой организованного поклонения высшим силам, то есть культом.
Важной частью мифов являются те, в которых содержатся символические образы совершенства, воплощающие представления людей об идеальных типах человека (мифические полубоги, герои, христианские и мусульманские святые, богочеловек Иисус Христос и т.д.) и общественного устройства (Эдем как утраченный рай у иудеев, Вальхалла как рай для воинов, погибших в бою, у скандинавов и т.д.).
Религиозные представления об идеальном
Религиозные представления о предельных абсолютах совершенства можно разделить на три типа:
-
Представления о боге, который как нравственный абсолют выступает образом морального небесного совершенства, недостижимого для человека.
Так, например, в православном богословии считается, что Бог проявляет себя за земле как Святой Дух, представляющий собой, по мнению отечественного врача-хирурга и священника-богослова Луки Войно-Ясенецкого, первичную духовную энергию – энергию творящей любви. Бог любит все сотворенное им и живет в своих творениях. Низшим дыханием Святого Духа является жизнь, которой наделен не только человек, но и животные, и растения. Человек может обладать и высшими дарами Святого Духа, о которых шла речь выше.
-
Представления об идеальном общественном устройстве, воплощенные в образе утраченного рая, восстановлением которого завершится история человечества.
Так, в христианстве движение истории именно в этом направлении обусловлено принципом провиденциализма, то есть божественной предопределенности, а сама предопределенность объясняется присутствием в мире бога как особой духовной энергии, энергии любви, родоначальницы, первичной формы и источника всех форм физической энергии. Эта энергия любви суть Святой Дух, и этой энергией любви проникнуто все мироздание. Бог считается Творцом не только, что он однажды сотворил мир и человека в нем, но и в том, что Его Дух творит формы, и том числе «направляет развитие человеческих тел в соответствующих себе формах».
-
Представления о земном нравственном совершенстве, воплощаемые в образах героев, полубогов, а также праведников и святых.
Так, в православии, как и во многих других религиях, основной путь движения к религиозному идеалу для человека является развитие в себе духовного начала, данного ему богом. Высшими проявлениями Святого Духа, которые может развить в себе человек, являются дух страха Божия, дух познания, дух силы и крепости, дух разума, дух мудрости, а также высший дар Духа Божьего – дух благочестия и благолепия в высшей степени. Эти дары составляют дух человека как дыхание Духа Божьего. Человечий дух, таким образом, имеет своим первоначалом Дух Божий. Дух жизни – низший из даров Святого Духа, которым наделен не только человек, но и животные и даже растения.
Подобные представления развиты и в индуистской философии, выраженные через категории атмана и брахмана, где первое означает человеческую душу, а второе абсолютное божественное начало, при этом одно неотделимо от другого, и брахман проявляет себя через атман, но для этого носитель души, то есть человек, должен выполнять целый ряд религиозных норм и предписаний.
Таким образом, религия воплощает представления людей о нравственном совершенстве, следование которым представителей той или иной конфессии стимулирует их к выстраиванию жизни в соответствие с определенной религиозной идеологией, содержащейся в базовых священных текстах и в богословских трудах.