Философия Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – это один ярких представителей немецкой классической философии. В соответствии со взглядами Гегеля, мировой процесс – это процесс становления мирового духа, или абсолютной идеи. Принцип субстанциональности Мирового духа – один из базовых принципов объективного идеализма Гегеля.
Гегель на первое место ставил тождество бытия и мышления. Мышление включает три уровня:
- рассудочный;
- диалектико-разумный;
- спекулятивно-разумный.
Рассудок всегда в поиске конечного определения, но часто сталкивается противоречиями. Диалектический разум занимается поиском тождества в этих противоположностях, взаимопереходах конечных противоположный определений. Спекулятивный разум несет ответственность за мировоззрение, отличающееся от создаваемого системой наук.
В системе объективного идеализма Гегеля, важную роль играет сформулированный им же диалектический метод, универсальный закон развития, принципы и категории диалектики. А также категории качества и количества. Качество – та черта, без которой объект просто не может существовать. Количество до определенного предела безразлично объекту. Количество и качество вместе являются мерой.
Известно три закона диалектики Гегеля:
- Единство и борьба противоположностей, указывающие на источник развития;
- Взаимопереход качественных и количественных изменений – демонстрирует механизм развития;
- Отрицание – указывает на направленность развития. Голое отрицание является ничем иным как идущим после рассматриваемого объекта, полным его уничтожением.
В случае диалектического отрицания сохраняется что-то от первого объекта, но он воспроизводится уже другом качестве. Например, вода, превратившаяся в лед или пар. Так, смолотить зерно - это голое отрицание, посадить зерно – это диалектическое отрицание. Развитие идет по спирали. принципы диалектического мышления, которые разработал Гегель, состоят из принципов восхождения от абстрактного к конкретному и принципа совпадения исторического и логического.
У Гегеля есть выстроенная концепция философии истории, состоящая из нескольких ступеней:
- 1 ступень – восточный мир, главным критерием является то, что человек не осознает своей свободы;
- 2 ступень – античный мир – часть людей осознали свободу, появились рабы и свободные;
- 3 ступень – германский мир – все люди осознают свою свободу и получают право частной собственности.
Исторической заслугой Гегеля в философии является то, что он впервые четко сформулировал понятие диалектики.
Совпадение исторического и логического
Исторический метод характеризуется тем, что литературное отражение развития любого предмета воспроизводит его приблизительно в той последовательности, в которое протекала его реальная история. Однако такое отражение могло бы быть популярным, но недостаточно выражало бы сущность.
Логический метод – это доработанный исторический метод. История часто идет не линейно, а скачками и зигзагами, если за ней следовать повсюду, то появляется необходимость изучения огромного количества ненужного материала. Пройденная история предмета может быть познана только после достижения высшего уровня развития этого предмета. В связи с этим Маркс в «Капитале» использует логический метод.
Тождество логического и исторического методов заключается в том, что оба этих метода невозможны друг без друга. Исторический метод заключает в себе логический метод, а последний внутри себя содержит исторический метод. Иначе речь бы шла не о научных методах, а о мертвой абстрактной схеме вне действительной истории, либо о хаотическом и бессистемном описании истории, без вычленения конкретной сущности, что также является мертвой абстрактной схемой.
Принцип совпадения исторического и логического первым разработал Гегель, которым было установлено:
- во-первых, индивидуальное сознание на разных ступенях развития является ничем иным, как сокращенным воспроизведением ступеней, исторически пройденных познанием людей;
- во-вторых, логика развитого мышления тождественна истории формирования этой логики.
Логическое развертывание категорий в логике Гегеля полостью совпадает с историей возникновения и развития категорий. История философии в первостепенных двух этапах совпадает с историей становления категорий, с историей их выведения друг из друга. Гегель в своей логике такие категории, как сущность, бытие, понятие исследовал в той последовательности, в которой они возникали в истории философии, которая начиналась категорией бытия, то есть абсолютным принципом элеатов.
Принцип совпадения логического и исторического имеет три аспекта возникновения:
- предпосылки;
- начало;
- становление.
Предпосылки – важнейший элемент конкретно-исторического подхода, по мнению В.И. Ленина, именно предпосылки являются выяснением аспекта возникновения того или иного явления в истории, то есть рассмотрение генеза предмета и его происхождения.
Начало доказывает, что социализм формируется только на базисе тех предпосылок, которые созданы в недрах предшествующих ему форм общественного развития. В.И. Ленин вместе со всей определенностью говорил о том, что предпосылки социализма еще не заключают в себе сам социализм, а являются лишь его предысторией. При этом, как считал Ленин, подлинное научное конкретно-историческое понимание предмета исследования можно достичь только в том случае, когда будет правильно разрешен вопрос отношения этого предмета к своим предпосылкам и правильно определено его начало, то есть стартовая точка развития предмета.
Становление – предполагает выяснение основных главных этапов развития рассматриваемого явления. Так как диалектико-материалистический историзм – это конкретный историзм, то он требует рассуждений, не касающихся вообще истории, а затрагивающих конкретный объект, а также понимающих предмет в развитии в качестве сменяющих друг друга своеобразных ступеней, имеющих свои конкретно-исторические условия и закономерности.