Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Наука и философия в 17-18 веках. Проект «универсальной науки» и процесс разграничения наук о природе и наук о социуме

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Наука и философия в 17-18 веках. Проект «универсальной науки» и процесс разграничения наук о природе и наук о социуме
Наука и философия в 17-18 веках. Проект «универсальной науки» и процесс разграничения наук о природе и наук о социуме
Определение 1

Универсальная наука – это метафизическая дисциплина, в основе которой должны лежать принципы и закономерности объяснения и исследования реальности, в равной степени применимые ко всем ее проявлениям.

Проект «универсальной науки» Г. В. Лейбница

Г.В. Лейбниц был одним из первых философов, который в своих трудах поднял проблему демаркации философии, ее очищения от метафизического знания и интеграции с наукой на основании того рационального содержания, которое в философии представлено. При этом опираясь на математическую логику и изыскания более ранних мыслителей Лейбниц делает предположение о возможности создания такой научно-философский методологии, которая позволила бы подвести единую базу под всю совокупность научных знаний и создать основание для дальнейшего исследования реальности. Принципиальную возможность создания такой науки Лейбниц обосновывает рядом априорных свойств бытия, которые существуют вне зависимости от особенностей восприятия и мышления субъектов:

  • непротиворечивость реального или мыслимого бытия;
  • возможность существования бесчисленных непротиворечивых миров;
  • существование обоснования того, что существует именно этот мир, а не любой другой из возможных;
  • гармоничность данного мира, как обоснование его существования.

Под гармоничностью существующего мира Лейбниц понимал соответствие между реальным многообразием природы и существующих в ней вещей с упорядоченностью и согласованностью взаимодействий между ними, существования всеобщей взаимосвязи явлений, которая проистекает из единообразия законов природы.

Достижение этого совершенства становится возможно благодаря дуальному характеру мира – сосуществования метафизической и феноменальной реальности. Метафизическая реальность с точки зрения Лейбница По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Жизнь и научная деятельность Лейбница подробнее представлена монадами – бесконечно малыми субстанциями, каждая из которых является независимой и самодостаточной и не может влиять на другие, но благодаря всеобщей взаимосвязи все монады двигаются и совершенствуются в едином направлении, которое было задано богом еще при их сотворении. При этом в движении монад не существует произвола – оно полностью детерминировано и подчиняется универсальным закономерностям, которые Лейбниц и пытался вывести в своей универсальной науке. Лейбниц отрицал понятие чуда или случайности – если какое-то явление выходит за рамки понимания человечества, это означает лишь что оно обусловлено такими закономерностями, которые просто неизвестны человечеству на данный момент.

Феноменальный или воспринимаемый мир для Лейбница является лишь сенсорным отражением метафизического – по сути это не более чем проекция мира монад данная субъекту в физических ощущениях, которая, однако непосредственно отражает и воспроизводит те процессы и закономерности которые существуют в умопостигаемом мире.

Важнейшей проблемой связанной с формированием универсальной наукой, которую решал Лейбниц, была проблема универсального языка. В отличии от своих предшественников Д. Уилкинсона, И. Ламберта и других Лейбниц пытался создать его не на основе какого-либо из национальных языков, а на нейтральной основе – языке математической логики.

В разработке универсального языка Лейбниц предвосхищает работы по атомарной логике Рассела и Витгенштейна По данной теме мы уже выполнили реферат Логико-философский трактат Л. Витгенштейна. (Роль, значение, суть) подробнее . Он предлагает расчленять сложные понятия и идеи на составные части, которые были бы выражены в качестве естественных и интуитивно понятных символов, которые выстраивались бы в арифметические формулы, отражающие сущностные взаимоотношения между ними. Дальнейшее развитие идей Лейбница происходило в двух направлениях – логическом и феноменологическом. Логический язык свободный от конкретного содержания развивался в первую очередь в традициях английской философии, феноменальный, типологический подход – в немецкой классической традиции, преимущественно в трудах неокантианцев.

Механицизм как универсальный принцип

Применение математики и математической логики к описанию природных процессов, появление математических формул, отражающих физические процессы, привело к развитию естествознания и одновременно перевороту в понимании природы. Аристотелевское представление природы как живого организма ушло в прошлое, ему на смену пришло новое механистическое понимание.

Основы механицизма заложены уже в трудах Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии подробнее и Гоббса. Гоббс По данной теме мы уже выполнили ответы на вопросы Гоббс подробнее рассматривает мир как совокупность вещей – тел, имеющих измеряемые физические параметры – размеры и массу. Все процессы, происходящие в мире являются взаимодействиями этих тел, которые также могут быть рассчитаны и измерены, поскольку помимо самих тел в мире нет ничего.

Декарт отделяет разум человека, его мышление, принадлежащие к духовной сфере и являющиеся субъектом от материальной природы, телесности, которая объективируется и превращается в пассивный предмет, свойства которого могут быть изучены, а законы функционирования поняты и поставлены на службу человеку. Весь мир – лишь сложный механизм действующий на основе механистических принципов, даже человеческое тело не является исключением, так Декарт составляет механистическое описание рефлекторной дуги, как перемещение мельчайших частиц (животных духов) внутри полых трубок (нервов) под внешним воздействием от органов чувствительности к мозгу, а затем к мышцам.

Механицизм в качестве универсальной науки начинает рассматриваться после открытий И. Ньютона в области математического счисления. Принципы механики начинают распространяться на все без исключения явления природы от движения небесных тел до социальных процессов. Сложные взаимодействия низводятся на более эволюционно низкие уровни, так процессы в обществе объясняются с помощью логики взаимоотношений между людьми как биологическими организмами, сами биологические процессы, сводятся к совокупности химических реакций, а те к механистическому взаимодействию атомов.

Выделение социальных наук

В Новое время бурными темпами развиваются естественные и точные науки, а также их прикладные аспекты, такие как механика, инженерная мысль и т.д. Однако со временем фактов, противоречащих механистическому взгляду на реальность становится все больше, особенно в области социальной. Общественные процессы не соответствуют простой совокупности механистического движения групп атомов в пространстве, они явственно демонстрируют наличие собственной специфики функционирования и развития. Это приводит к выделению Г. Риккетом и В. Виндельбандом особого класса наук – социальных.

Отличительными признаками социальных наук являются:

  • культура в качестве объекта исследования;
  • идеографический (описательный) подход к изучению явлений культуры;
  • неповторимость и уникальность изучаемых явлений;
  • детерминирующее влияние социальных ценностей на процесс исследования и его результаты.