Личность С. Кьеркегора
С. Кьеркегор является величайшим представителем датской философии. К его личности относились по-разному. Так, К. Ясперс полагал, что он является «одинокой елью в пустынном ландшафте». Он подчеркивал, что Кьеркегор был одиночкой и не был понят современниками.
Тем не менее, мыслитель совершенно не был нелюдимым и замкнутым, даже из-за своей профессии критика и журналиста, который питает большой интерес к литературе, театру, имеет глубокие мысли и блистает своим остроумием.
Кьеркегору была свойственна своеобразная чувствительность и тонкость во взаимоотношениях с окружающим миром. Всякое столкновение с ним создавало ощущение отчаяния и страха. Это особое состояние душевного страха перед неизмеримостью ответственности за все свои решения и шаги. Мыслитель по праву заслуживает наименование «отца экзистенциализма».
Основа философского мировоззрения
Философская традиция Кьеркегора довольно часто называется трагической. Тем не менее, это не совсем верное клеймо, так как более точно сюда подходит описание рыцарской философии.
В одном из своих трактатов («Страх и трепет») Кьеркегор вводит данное понятие, и определяет человека как рыцаря веры. Эта личность не попросту верует в божественное, он верит в Бога невзирая на всю абсурдность веры и всей жизни.
Как пример рыцаря веры у Кьеркегора приводится библейская притча про Авраама, который должен был принести в жертву своего сына, так как ему повелел об этом Бог. В последние секунды Бог убрал занесенную руку с ножом. Это и есть абсурдом, вследствие чего часто философия автора называется философией абсурда.
Абсурд как таковой заимствуется Кьеркегором из принципов схоластической христианской традиции Тертуллиана. После того, как философ привел вышеуказанный пример он задался вопросом: как быть человеку перед ликом божества?
Рационализм и царство разума
Земной мир для философа был миром скорби. Мы все принуждены здесь для жизни в царстве разума – особого явления, которое сковывает волю человека посредством разнообразных необходимых истин. Данный разум будет признавать свободу выбора человека лишь в лице добра и зла, которые он сам и предопределяет.
Вследствие этого мыслитель утверждает об отсутствии подлинной человеческой свободы и приводит доказательства того, что мы способны только выбирать, но мы не можем создавать этот выбор.
Кьеркегор также написал немаловажную работу «Или-или». Здесь он главным образом определяет не примитивный выбор между злом и добром, а сам акт выбора, посредством которого мы принимаем или отвергаем добро и зло вместе. Тем не менее, зло и добро не являются априорными, они, хоть и не появляются до выбора, возникают лишь после выбора, так как сам акт выбора является иррациональным и абсурдным, базируется лишь на вере.
Сама вера является абсурдной – это парадокс, который заключается в том, что отдельно взятая личность стоит выше общего.
Та[Замечание] ким образом, если разобраться и вникнуть в философскую традицию датского мыслителя, мы можем определить, что он дает небольшой толчок для зарождения философии экзистенциализма, которая стала доминирующей в западной философской традиции лишь за долгие годы после смерти самого Кьеркегора. [/Замечание]
Его размышления о выборе, свободе и религии очень тесно переплетаются с традициями немецких классиков, А. Шопенгауэра. Представители философии жизни полагали, что Кьеркегор дал толчок и для развития их философской догматики.