Фуко Мишель ($1926 – 1984$) - французский философ, историк, теоретик культуры, создатель $1$й во Франции кафедры психоанализа, преподаватель психологии в Высшей Нормальной Школе и университете в Лилле, заведующий кафедры истории систем мышления в Коллеж де Франс.
Тематика его философствования, сделавшие его одним из выдающихся и влиятельных мыслителей $20$-го века:
- Социальная наука
- Медицина
- Тюрьмы
- Проблемы безумия
- Проблемы сексуальности
Особенности философии Фуко
Философствование Фуко невозможно оценить вне его жизненного пути, изменений в отношении социо-политики и культуры. Его философия располагается за пределами традиционных философских систем, но вопросы в своих размышлениях он ставит исключительно философские.
Пребывая в непрерывном творческом поиске, Фуко работает над всегда непохожими друг на друга исследованиями, не пересекаясь со своими ранними работами. Новое произведение для него в прямом смысле новое, но Фуко не старался упорядочить и структурировать свой литературно-философский опыт. Он оценивает себя в качестве историка настоящего, который ставит цели, касательно:
- Воссоздания археологии современных знаний о субъекте
- Расшифровыванию генеалогии современной власти и западного мира
- Создания особой онтологии настоящего
В своих трудах Фуко раскрывал наследие европейского просвещения в современной европейской культуре 2й половины 20 века. Фундаментальным объектом изучения Фуко было изучениее бессознательного в разнообразных исторических эпохах, что сильно объединяло его с Франкфурсткой школой.
Основные произведения:
- «Что такое Просвещение»
- «Это не трубка»
- «История безумия в классическую эпоху»
- «История сексуальности»
- «Надзирать и наказывать»
- «Археология знания»
- «Слова и вещи»
История безумия
Первичным интересом для рассуждений Фуко была психиатрия, который брал своё начало после знакомства с Бинсвангером и завершившийся в его фундаментальном труде «История безумия в классическую эпоху». В этот момент Фуко начинает организованную работу над историческим материалом. Задачей его исследований было установление
- исторических модификаций дискурсивных практик,
- эпистем, представляющие собой фиксированные парадигмы знания,
- социальных и культурных детерминаций рациональности.
Клиника и власть
Во время исторического изучения института психиатрии, Фуко пришел к обширной теме властных отношений. Вместе с тем они сопрягаются системой знания. Клинический институт реализует знание о человеке, его теле, здоровье и психике. Параллельно с этим институт клиники занимается контролем над индивидом посредством перечисленных особенностей. Знание и истина производят власть, которая влечет за собой разнообразие знания.
Слова и вещи
Это ключевая работа Фуко подытоживает ранние исследования мыслителя на основе археологии: «Рождение клиники: археология медицинского взгляда». Вместе с этим расширяются области исследования, с новым уровнем концептуализации. Центральное внимание занимают изучения движения рациональных структур в истории западного мира. Это движение, которое содержит дискурсивные начала знания и мысли, которые Фуко именует эпистемами.
История сексуальности: воля к знанию – последний незавершенный труд Фуко. Это проект, в котором философ пытался помыслить сексуальность как специфический объект. Он представляется в непривычной взаимосвязи с властью, но не в репрессивном модусе. Это исторический анализ с позиции этики, а не с точки зрения интимных отношений. Это рассуждение режима формирования истины о сексе и истины о субъекте.
В процессе своей творческой активности, работая в области психологии, эпистемологии, сексуальности, Фуко опирался на литературный материал, но своей литературной концепции он не сформулировал. Но обращение к литературной практике говорит о том, что философ видел в литературе нечто большее, чем удачный прием. Данная литературная практика встраивается в общую творческую проблему Фуко: а именно статуса автора-субъекта, единства и рамки произведения, художественное письмо как опыт-предел.