Барт Ролан ($1915 – 1980$) выдающийся французский философ-постструктуралист, семиотик.
Философские воззрения
Творческий и философский путь Барта принято разделять на
- доструктуралистский, $1950$-е гг,
- структуралистский, $1960$-е гг. и
- постструктуралистский, $1970$-е гг.
В начале первого этапа Барт находился под воздействием идей марксизма и экзистенциализма, интересуясь «новым романом», «театром абсурда» и сценическими работами Б. Брехта. В этот период он публикует свою работу «Нулевая степень письма», заимствуя термин у датского лингвиста В. Брёдаля, в которой он «марксизирует экзистенциализм», с целью определить и сформулировать письмо, которое измеряет художественную форму.
Уже к $60$-м гг. Барт начинает исследовать и анализировать массовые коммуникации. Свой структуралистский этап он характеризует работами «Система моды», «Основы семиотики», «Мифология». В данных работах он рассматривает новый подход к семиотике и включает ее в структуру различных коннотативных знаковых систем.
Барт известен своей масштабной критикой буржуазной культуры и становится руководителем левой интеллектуальной группировки «Тель Кель», в состав которой вошли Ф. Солерс и Ю. Кристевой. В этой деятельности Барт видел свою главную цель и предлагал два пути решения этой проблемы:
- создать «контрязык» и «контркультуру»,
- а так же всесторонне изучить буржуазный образ мышления, и те социальные механизмы, которые находятся в основе языка.
Самый творчески активный этап развития начинается с $1970$х годов, когда Барт позиционирует себя как постструктуралист. Внимание Барта переключается на динамичный процесс «означивания», что подразумевало «движение в сфере означающего».
Концепция общества и культуры
Ощущая кризис кульльтуры, начинается активный поиск ее новых концепций, идей, в том числе, о языке, как строительном смысле культуры.
Исследуя культурные феномены, будь то обыденное мышление или искусство и философия, Барт пришёл к выводу, что все это закреплено в знаках, обозначающиеся как знаковые механизмы, требующие рационального объяснения.
Вопросы, касающиеся общества и культуры, в понимании Барта, определяются концепцией языка.
Язык становится ключевым измерением действительности, получая главный приоритет.
Это дает основание утверждать, что мир вне языка будет считаться как минимум проблематичным:
«мир всегда является уже написанным».
В большей степени это распространяется на общество и культуру. Современное общество Барт рассматривает как высшую степень цивилизации языка, речи, письма. В этом контексте, помимо своих обычных функций, предметы становятся значащими, символическими системами. Таковыми их делает язык, который является для них
«не только моделью мысли, но и его фундаментом».
Язык взаимодействует со всеми предметами и явлениями, за пределами языка нет ничего:
«язык – повсюду, все есть язык».
Поэтому Барт называет культуру
«полем дисперсии языков».
Язык рассматривается как начало господства, власти и насилия, изменение языка повлечет за собой изменение всего общества. Дискурсом власти Барт считал любой дискурс, так как власть заключается в языковой деятельности, ее выражение – в языке, который является кодом законодательной деятельности.
Развивая свою философию, Барт мечтал создать социально-однородное общество, которое будет общаться на «универсальном языке», свободном от идеологических смыслов. Естественная жизнь языка в таком обществе будет представлена в образе «музыки гула», - шума отлаженной работы машин: «в гуле звучит телесная общность».
Данная утопия языка не обладает какими-либо реальными очертаниями, это лишь представление о чертах идеальной культуры. Но понимая несбыточность утопии, Барт предлагает «обмануть» язык, изучив его правила и овладеть ими, пользуясь ими, освободить язык.