Хайдеггер Мартин ($1889 1976$) крупнейший немецкий философ 20 века, основоположник нового направления немецкой и мировой философии, немецкого экзистенциализма, создатель учения о Бытии, которое раскрыл как основополагающую и неопределимую, но причастную всему стихию мироздания.
Бытие и время – фундаментальная философская работа Хайдеггера, опубликованная в $1927$ году, которая оказала огромное воздействие на всю философию $20$ века, особенно на философию экзистенциализма, герменевтику, деконструкцию.
Своё исследование бытия Хайдеггер ведет сквозь интерпретацию бытия человека, или в терминологии самого Хайдеггера – тут-бытия, бытия-сознания, dasein.
Непроницаемость бытия
Работа посвящена феноменологическому исследованию бытия, при помощи нового онтологического метода, выступая с критикой ложного подхода, который берет своё начало с древности и присутствует в наши дни. В работе Хайдеггер устанавливает время, которое становится условием возможности бытия.
Работа характеризуется аналитико-формальным мышлением, с отпечатком математического уклона. Это новая гуссерлевская теория трансцендентальной субъективности. Предметом исследования выступает «смысл бытия вообще». С точки зрения Хайдеггреа, проблема бытия -основная проблема философии, стала невостребованной и забытой в истории западной философии, начиная с Платона. Бытие интерпретировалось и понималось не верно, поскольку не имело «человеческого» измерения. Платоновский мир идей уже объективен и безразличен к человеку.
Анализ работы и постановка вопросов
Хайдеггер начинает свою работу с вопроса:
«по какому сущему должен быть прочитан смысл бытия, какое сущее должно быть отправным пунктом для открывания бытия?».
Ответ на этот вопрос таков – таким сущим является человек:
«Только выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия».
Понимание бытия полагает открытость тут-бытия, что позволяет Dasein не только существовать в мире, но самому стать бытием-в-мире. Мир по Хайдеггеру это вовсе не нечто внешнее тут-бытию. Следуя в этом смысле за Гуссерлем и его феноменологическим пониманием мира, который представлен в качестве горизонта трансцендентальной субъективности.
Когда возникает вопрос о бытии, то предполагается глагол «быть». Непрерывно утверждается, что то или иное есть. Но что значит это «есть»? Для ответа на этот вопрос в наше время предстоит столкнуться с предрассудками, для того чтобы без предубеждений прийти к данному вопросу, так как «бытие» в масштабном смысле общее родовое понятие, что исключает определение.
Что есть бытие сущего? Хайдеггер посвящает две первые главы для ответа на поставленный вопрос. Он обсуждает его значение с точки зрения единственно возможного начала – бытия-сознания и с точки зрения феноменологического подхода. Хайдеггер приводит решение поставленного вопроса следующими словами:
«Бытие в качестве вопрошаемого требует своего собственного искусства предъявления, которое существенно отличается от проявления сущего. Следовательно, и вопрошаемое, смысл бытия, тоже требует своей собственной понятийности, которая, опять же, будет отличаться от понятия, в котором сущее находит свою ярко выраженную определённость».
Прибегая к термину Dasein, который можно переводить как «быть», «существовать», «вот-бытие», то, что должно определяться в своем бытии. Сущность Dasein состоит в том, чтобы экзистировать, то есть выходить за пределы наличности. Dasein характеризуется тем, что оно уже находится во вне, бытие-в-мире, в доверительно близком мире, это возможность быть освобожденным для себя в мире.
Dasein наделяется новыми онтологическими характеристиками:
- Расположение
- Понимание
- Речь
«Бытие и время» радикально и глубоко переосмысливает основные проблемы философии, оригинально раскрывая онтологический и бытийный уровень человека, преодолевая довлеющие в философии психологические, эмпирические, антропологические методы.