Французский философ
Анри Бергсон родился $18$ октября $1859$ года в Париже, умирает $4$ января $1941$ года, в том же городе. Анри Бергсон является французским философом, представителем интуитивизма и философии жизни. Также считался профессором Коллеж де Франс с $1900$ по $1914$ год, членом Французской академии, $1914$ год. Стал лауреатом Нобелевской премии по литературе в $1927$ году, награда дана «в признание его богатых и оживляющих идей, и превосходного мастерства, с которым они были представлены». $1901$ год, становится членом академии Моральных и политических наук, $1914$ год является её президентом.
Ключевые работы
- «Творческая эволюция», $1907$ год.
- «Два источника морали и религии», $1932$ год.
Философское учение
Анри Бергсон утверждал, что подлинная и первоначальная реальность жизни, которая пребывает в некой целостности, может отличаться от духа и материи. Дух и материя, которые можно взять самих по себе, представляют собой продукты её распада. Главные понятия, благодаря которым философы определяют сущности жизни — это длительность, жизненный порыв, творческая эволюция. Жизнь, по сути своей, целиком и полностью не может быть охвачена интеллектуальной деятельностью и интеллектом. Но, интеллект, в свою очередь может создавать и отвлечённые и общие понятийные категории. Интеллект является деятельностью рассудка, а воспроизводить реальность во всей её органичности и универсальности возможно, только воссоздавая её. С данной функцией может справиться лишь интуиция, которая непосредственно переживая за тот или иной предмет, производит внедрение в ту интимную сущность, которая наиболее интимна.
Целостным постижением действительности можно также назвать эмоционально-интуитивную субстанцию. Кроме этого, наука всегда опирается на практические полезности, и, согласно Бергсону, это является односторонним видением. Интуиция направлена своим вниманием на данность, которая первична, когда можно говорить о собственном сознании, психической жизни. Таким образом, самонаблюдение властвует над непрерывной изменчивостью состояния, что даёт право говорить о длительности а, следовательно, и самой жизни.
Таким образом, длительность и жизнь, это два взаимовлияющих понятия. На данных предпосылках выстраиваются учения об эволюциях органических миров, которые завлечены жизненными порывами, потоками творческих напряжений. Человек может находиться на самых остриях творческих эволюций, к тому же способности осознания всей её внутренней мощи находится в уделе избранных, так называется своеобразный определённый божественный дар. Чем объясняется суть элитарности культурного наследия.
Существование человека, согласно Бергсону, наделено двумя «этажами», двумя типами морали и социальности, среди категорий морали выделяют открытую и закрытую. Закрытой моралью обслуживается требование социальных инстинктов, когда личность должна быть принесена в жертву определённому коллективу. Открытая мораль – это та мораль, где приоритетом является полные проявления индивидуальности, воссоздание нравственной, религиозной и эстетической ценности.
Ключевое понятие
Ключевое понятие для философии Анри Бергсона считается определение времени. Анри Бергсон определяет физические, измеряемые времена и чистые времена жизненных потоков. Последнее человек переживает непосредственно. Также Анри Бергсон разрабатывает некую теорию памяти.
Отношение к его сочинениям
Католическая церковь определяла его сочинения индексом и пометкой запрещенных книг. Но он сам склоняется к католицизму, хотя остаётся и поддерживает еврейство. Философия Анри Бергсона считалась популярной в России дореволюционной эпохи.