Нравственный потенциал мировых религий
Восемь тысяч лет прошло с формирования буддизма с его проповедью доброты. Две тысячи лет прошло с тех пор как Иисусом Христом были заложены основы этического учения, в той или иной мере оказавшего влияние на все европейские этические концепции, еще позже - пророком Мухаммедом были заложены основы этики ислама, повлиявшие на нравственную культуру арабских стран. Можно по всякому относиться к религии: принимать ее или не принимать – это дело каждого. Но непреложным является один факт: нормы поведения человека в обществе, которым, учили их основоположники и пророки, являются важнейшими для человеческого общежития, для преодоления дисперсии воль, стремлений и желаний, для солидаризации индивидов в единое целое, называемое обществом, при соблюдении свободы и сохранения уникальности каждого.
Говоря об этом, мы не настаиваем на истинности веры в существование самого Бога и потусторонний мир. Мы говорим об этическом потенциале, ставшим в свою очередь основой для этических учений многих мыслителей как прошлого, так и современности.
Здесь можно выделить восточную философию, в рамках которой многие важнейшие правила гармоничных социальных отношений были сформулированы еще до христианства.
Значение религии для человечества на примере христианства
Христианство является, на наш взгляд, тем пластом культуры, в рамках которого утверждаются ценность человека, человеколюбие и милосердие как основа социальных отношений. Этика сострадания, корни которой лежат в учении Христа, является панацеей от морального разложения общества. За два последних тысячелетия множество благих поступков совершались именно исходя из христианских побуждений, из стремления к состраданию. Царство Христово – это общество всеобщего согласия и благополучия, царство мира и доброты. Но это идеал, без стремления к которому общество погрязнет в хаос, в разрушение, начнет само себя уничтожать.
Это особенно актуально для современного общества, погрязшего в гонке за прибылью, когда человек ради достижения собственных целей готов «убить ближнего своего», когда люди озабочены не нравственным и духовным развитием, а лишь материальным обогащением. Как мною недавно было прочитано у одного из современных малоизвестных авторов, главная болезнь современного общества – «потреблятство». Несмотря на то, что это скорее грубое просторечное слово, чем строгий научный термин, в нем четко выражено неуправляемое стремление человека общества XXI века потреблять все больше и больше материального, не задумываясь о духовном.
Многие не задумываются о смысле жизни, о собственной смертности, о цели существования человека на земле; можно даже не говорить о беспокойстве по поводу судьбы будущих поколений, человечества в целом, современной цивилизации. Многие люди строят свои отношения с окружающими, руководствуясь отнюдь не этическими нормами, а лишь собственными эгоистическими побуждениями, для человека в современном обществе другой человек – не цель, а лишь средство для достижения своих собственных чаще всего материально-потребительских целей.
Наше общество находится в моральном упадке. Причина этого в том, что мы напоминаем заблудившийся в океане корабль, экипаж которого не знает, в какой бухте пришвартоваться. Нас кидает страшнейший шторм от берега к берегу, от айсберга к айсбергу: современная молодежь вполне серьезно увлекается оккультизмом, сатанизмом и язычеством, помимо этого все еще значительное место среди ценностных предпочтений молодежи занимает фашизм. Поколения, молодость и зрелость которых пришлись на советские годы, испытывают ностальгию по прошлому, но все же большинство из них осознает, что то время не вернуть никогда. Кто-то безрассудно копирует Запад, идеализируя его и не понимая, что у нашего общества своя самобытность, своя специфичная культура, неограниченное привитие к которой западных ценностей может погубить ее.